ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
43
чувственная разрядка. Происходит очищение – катарсис. Лейбниц, по ут-
верждению многих исследователей, по существу впервые в западноевро-
пейской философии пытался утвердить идею бессознательного. Он ввел
представление о восприятиях и переживаниях столь бесконечно малой ин-
тенсивности (которые могут складываться и умножать свою силу), что ка-
ждое из них по отдельности ускользает от сознания. Интенсивность вос-
приятия, вырастая от бесконечно малых до целых величин, приобретает
свойство осознаваемости. В рамках данного подхода бессознательным
процессам отводится вспомогательная, подчиненная роль: они достраива-
ют непрерывность психики, представляются бесконечно малыми точками,
или темной областью, фрагменты которой высвечиваются сознанием. Эту
линию вслед за Лейбницем продолжил И. Кант. Кант признавал сущест-
вование неосознаваемых ощущений, представлений, которые он называет
«темными», и утверждал, что они существуют и в области мышления, и в
области созерцания. Данная позиция получила развитие, в какой-то мере у
Гегеля, а также у таких представителей экспериментальной психологии
как И.Ф. Гербарт, В. Вундт, Г.Т. Фехнер, в физиологии Г. Гельмгольца.
Третья позиция, в которой бессознательному отводилась ведущая
роль в деятельности человека и развитии мира, развивалась в философии
жизни и философии немецкого романтизма. Но наиболее системно и ра-
ционально идея бессознательного была представлена в психоаналитиче-
ской психологии и философии (конец XIX – нач. XX вв.). Основатель пси-
хоанализа З. Фрейд подчеркивал, что психика человека не тождественна
сознанию, она включает в себя бессознательное. Психоаналитический под-
ход представляет структуру психики как состоящую из трех уровней: соз-
нательного, предсознательного и бессознательного. Бессознательное, со-
держание которого скрыто от сознания под влиянием общественных за-
претов, определяет все поведение человека. Содержание предсознательно-
го еще недоступно сознанию, но легко может осознаваться. Функция соз-
нания, находящегося в состоянии конфликта с бессознательным и пред-
сознательным – это подавление бессознательных сексуальных влечений.
Позднее Фрейд представил структуру личности как состоящую из «Я» (со-
ответствует сознанию), «Сверх-Я» (бессознательные культурные и мо-
ральные нормы) и «Оно» (бессознательное). Сознание («Я») выполняет
функцию посредника между внешним миром, бессознательным («Оно») и
внутренним «цензором», совестью («Сверх-Я»).
Но нужно отметить, что введение понятия «бессознательное» вызва-
ло терминологическую путаницу. Нельзя, например, сказать: «сознание
включает в себя бессознательное». Логика требует использовать более об-
щее понятие, которое включало бы в себя понятия сознание и бессозна-
тельное. Например, субъективная реальность или психика. Необходимо
понимать, что термин «сознание» употребляется в первом и втором случа-
ях в разных понятийных рядах: сознание (субъективная реальность)-
43 чувственная разрядка. Происходит очищение – катарсис. Лейбниц, по ут- верждению многих исследователей, по существу впервые в западноевро- пейской философии пытался утвердить идею бессознательного. Он ввел представление о восприятиях и переживаниях столь бесконечно малой ин- тенсивности (которые могут складываться и умножать свою силу), что ка- ждое из них по отдельности ускользает от сознания. Интенсивность вос- приятия, вырастая от бесконечно малых до целых величин, приобретает свойство осознаваемости. В рамках данного подхода бессознательным процессам отводится вспомогательная, подчиненная роль: они достраива- ют непрерывность психики, представляются бесконечно малыми точками, или темной областью, фрагменты которой высвечиваются сознанием. Эту линию вслед за Лейбницем продолжил И. Кант. Кант признавал сущест- вование неосознаваемых ощущений, представлений, которые он называет «темными», и утверждал, что они существуют и в области мышления, и в области созерцания. Данная позиция получила развитие, в какой-то мере у Гегеля, а также у таких представителей экспериментальной психологии как И.Ф. Гербарт, В. Вундт, Г.Т. Фехнер, в физиологии Г. Гельмгольца. Третья позиция, в которой бессознательному отводилась ведущая роль в деятельности человека и развитии мира, развивалась в философии жизни и философии немецкого романтизма. Но наиболее системно и ра- ционально идея бессознательного была представлена в психоаналитиче- ской психологии и философии (конец XIX – нач. XX вв.). Основатель пси- хоанализа З. Фрейд подчеркивал, что психика человека не тождественна сознанию, она включает в себя бессознательное. Психоаналитический под- ход представляет структуру психики как состоящую из трех уровней: соз- нательного, предсознательного и бессознательного. Бессознательное, со- держание которого скрыто от сознания под влиянием общественных за- претов, определяет все поведение человека. Содержание предсознательно- го еще недоступно сознанию, но легко может осознаваться. Функция соз- нания, находящегося в состоянии конфликта с бессознательным и пред- сознательным – это подавление бессознательных сексуальных влечений. Позднее Фрейд представил структуру личности как состоящую из «Я» (со- ответствует сознанию), «Сверх-Я» (бессознательные культурные и мо- ральные нормы) и «Оно» (бессознательное). Сознание («Я») выполняет функцию посредника между внешним миром, бессознательным («Оно») и внутренним «цензором», совестью («Сверх-Я»). Но нужно отметить, что введение понятия «бессознательное» вызва- ло терминологическую путаницу. Нельзя, например, сказать: «сознание включает в себя бессознательное». Логика требует использовать более об- щее понятие, которое включало бы в себя понятия сознание и бессозна- тельное. Например, субъективная реальность или психика. Необходимо понимать, что термин «сознание» употребляется в первом и втором случа- ях в разных понятийных рядах: сознание (субъективная реальность)-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- …
- следующая ›
- последняя »