ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
44
материя (объективная реальность), сознание-бессознательное-
подсознательное-сверхсознательное как понятия, описывающие структуру
психики.
Такое раздвоение смысла вызвано, прежде всего, тем, что с включе-
нием в научное понимание психики понятий бессознательное, сверхсозна-
ние, подсознание исчезло представление о тождестве психики и сознания.
Возникла задача соединения новых данных с прежними традиционными
взглядами на структуру сознания, согласно которым сознание включает
ощущения, восприятие, мышление, эмоции, интуицию и т.д. В настоящее
время данная многозначность сохраняется (хотя предпринимаются попыт-
ки преодолеть ее), поэтому то или иное значение термина «сознание» оп-
ределяется контекстуально, т.е. зависит от контекста его употребления.
4. Проблема сознания в современной философии. Итак, современ-
ная философия стремится обобщить разнообразные эмпирические данные
о сознании, полученные в естественных, гуманитарных, социальных и др.
науках, найти внутреннюю связь и единство различных знаний о сознании
и ответить на вопрос о сущности сознания. Рассмотрим основные положе-
ния современной философии сознания в виде вопросов и ответов.
4.1. Является ли сознание свойством только лишь человека или соз-
нанием обладают также природа и Вселенная? Прежде всего, сознанием
обладает только человек, поэтому понять сущность сознания можно, толь-
ко изучая взаимодействие человека и мира, а также процесс совместного
становления человека и общества – антропосоциогенез. Вселенная в целом
не обладает разумом, сознанием, душой. Об этом можно говорить только в
метафорическом смысле. Сознание не может существовать самостоятель-
но, отдельно от человека. Вместе с физической смертью человека его соз-
нание разрушается. Вместе с тем результаты нашей сознательной деятель-
ности сохраняются в духовной и материальной культуре (написанные че-
ловеком книги, построенные дома и др.).
4.2. Сознание определяет мир или мир определяет сознание? К.
Маркс писал в XIX в., что сознание есть не что иное как «осознанное бы-
тие». А бытие людей, в свою очередь, - это «реальный процесс их жизни»,
т.е. бытие определяет сознание. Это означает, что человек является частью
более широкой системы – мира, что мир существовал еще до возникнове-
ния человечества, что сам человек, его сознание, а также человеческое об-
щество возникают на определенном этапе эволюции мира.
Из этого следует, что человек как часть мира обладает свойствами,
присущими этому миру (человек – часть природы), но, вместе с тем, и
особыми, уникальными, специфически человеческими свойствами. На-
пример, всему материальному миру присуще такое свойство как отраже-
ние. Универсальность этого свойства выводится из универсальности взаи-
модействия (в последние десятилетия получила развитие концепция ин-
формационного взаимодействия). Значит, человек как часть мира также
44 материя (объективная реальность), сознание-бессознательное- подсознательное-сверхсознательное как понятия, описывающие структуру психики. Такое раздвоение смысла вызвано, прежде всего, тем, что с включе- нием в научное понимание психики понятий бессознательное, сверхсозна- ние, подсознание исчезло представление о тождестве психики и сознания. Возникла задача соединения новых данных с прежними традиционными взглядами на структуру сознания, согласно которым сознание включает ощущения, восприятие, мышление, эмоции, интуицию и т.д. В настоящее время данная многозначность сохраняется (хотя предпринимаются попыт- ки преодолеть ее), поэтому то или иное значение термина «сознание» оп- ределяется контекстуально, т.е. зависит от контекста его употребления. 4. Проблема сознания в современной философии. Итак, современ- ная философия стремится обобщить разнообразные эмпирические данные о сознании, полученные в естественных, гуманитарных, социальных и др. науках, найти внутреннюю связь и единство различных знаний о сознании и ответить на вопрос о сущности сознания. Рассмотрим основные положе- ния современной философии сознания в виде вопросов и ответов. 4.1. Является ли сознание свойством только лишь человека или соз- нанием обладают также природа и Вселенная? Прежде всего, сознанием обладает только человек, поэтому понять сущность сознания можно, толь- ко изучая взаимодействие человека и мира, а также процесс совместного становления человека и общества – антропосоциогенез. Вселенная в целом не обладает разумом, сознанием, душой. Об этом можно говорить только в метафорическом смысле. Сознание не может существовать самостоятель- но, отдельно от человека. Вместе с физической смертью человека его соз- нание разрушается. Вместе с тем результаты нашей сознательной деятель- ности сохраняются в духовной и материальной культуре (написанные че- ловеком книги, построенные дома и др.). 4.2. Сознание определяет мир или мир определяет сознание? К. Маркс писал в XIX в., что сознание есть не что иное как «осознанное бы- тие». А бытие людей, в свою очередь, - это «реальный процесс их жизни», т.е. бытие определяет сознание. Это означает, что человек является частью более широкой системы – мира, что мир существовал еще до возникнове- ния человечества, что сам человек, его сознание, а также человеческое об- щество возникают на определенном этапе эволюции мира. Из этого следует, что человек как часть мира обладает свойствами, присущими этому миру (человек – часть природы), но, вместе с тем, и особыми, уникальными, специфически человеческими свойствами. На- пример, всему материальному миру присуще такое свойство как отраже- ние. Универсальность этого свойства выводится из универсальности взаи- модействия (в последние десятилетия получила развитие концепция ин- формационного взаимодействия). Значит, человек как часть мира также
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- …
- следующая ›
- последняя »