Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 39 стр.

UptoLike

Рубрика: 

39
волевая активность души постоянно сопровождается рефлексией, то есть
осознанием собственной деятельности. Августин объявлял познавательные
возможности разума ограниченными и подчеркивал важность интуитивно-
го постижения божественной истины. При этом он апеллировал к интрос-
пекции, самонаблюдению верующих, внутренний духовный опыт которых
подсказывает, сколь сильно «прямое откровение» догадка, озарение, в
конечном счете вера отличается силой и непосредственностью от разум-
ного постижения истины. Отметим, что понятие интуиции, которое тради-
ционно относят к проблематике бессознательного, получило развитие в
средневековой арабской философии в трудах Аль-Кинди, Ибн-Сины.
В XVII в., в Новое время, философия сознания развивались под
влиянием успехов механики: естественнонаучные методы познания рас-
пространились на изучение сознания и человека. Рассмотрим подробнее
концепцию сознания французского философа, математика и естествоис-
пытателя Р.Декарта, так как она получила название классической и во мно-
гом определила дальнейшее развитие философской мысли о сознании. До
сих пор современная философия и психология в своих размышлениях о
сущности сознания, о соотношении сознания и мозга, психических и фи-
зиологических процессов, обращаются к Декарту.
Размышляя над устройством бытия, Декарт пришел к выводу, что
мир состоит из двух равноправных самостоятельных субстанций, сущест-
вующих независимо друг от друга: материальной (физической) субстан-
ции, главным свойством которой является протяженность, и духовной суб-
станции, главным свойством которой является мышление. Духовная суб-
станция это мыслящая субстанция, неделимая и непротяженная отли-
чие от материальной субстанции). Данная позиция получила название дуа-
лизм.
Применительно к человеку дуализм состоит в противопоставлении
души и тела как двух независимо существующих субстанций. Тело отно-
сится к материальной, физической субстанции и изучать его нужно соот-
ветствующим образом. Декарт применил к изучению человека механисти-
ческий подход, в соответствии с которым движение живого тела человека
уподоблялось механической работе технического устройства
1
. При этом
душу он исключил из числа факторов, влияющих на поведение человека.
Данное понимание человеческой деятельности было очевидным упроще-
нием, но оно привело к важному открытию: изучая механику тела, Декарт
выявил рефлекторную природу человеческого поведения. По мнению Де-
карта, целостный человеческий организм успешно взаимодействует с
внешним миром на рефлекторной основе, без помощи души, тогда как тра-
диционно считалось, что именно душа, психика управляет поведением че-
1
В Новое время происходила промышленная революция и технические уст-
ройства интенсивно внедрялись в производство.
                                    39
волевая активность души постоянно сопровождается рефлексией, то есть
осознанием собственной деятельности. Августин объявлял познавательные
возможности разума ограниченными и подчеркивал важность интуитивно-
го постижения божественной истины. При этом он апеллировал к интрос-
пекции, самонаблюдению верующих, внутренний духовный опыт которых
подсказывает, сколь сильно «прямое откровение» – догадка, озарение, в
конечном счете вера – отличается силой и непосредственностью от разум-
ного постижения истины. Отметим, что понятие интуиции, которое тради-
ционно относят к проблематике бессознательного, получило развитие в
средневековой арабской философии в трудах Аль-Кинди, Ибн-Сины.
      В XVII в., в Новое время, философия сознания развивались под
влиянием успехов механики: естественнонаучные методы познания рас-
пространились на изучение сознания и человека. Рассмотрим подробнее
концепцию сознания французского философа, математика и естествоис-
пытателя Р.Декарта, так как она получила название классической и во мно-
гом определила дальнейшее развитие философской мысли о сознании. До
сих пор современная философия и психология в своих размышлениях о
сущности сознания, о соотношении сознания и мозга, психических и фи-
зиологических процессов, обращаются к Декарту.
      Размышляя над устройством бытия, Декарт пришел к выводу, что
мир состоит из двух равноправных самостоятельных субстанций, сущест-
вующих независимо друг от друга: материальной (физической) субстан-
ции, главным свойством которой является протяженность, и духовной суб-
станции, главным свойством которой является мышление. Духовная суб-
станция – это мыслящая субстанция, неделимая и непротяженная (в отли-
чие от материальной субстанции). Данная позиция получила название дуа-
лизм.
      Применительно к человеку дуализм состоит в противопоставлении
души и тела как двух независимо существующих субстанций. Тело отно-
сится к материальной, физической субстанции и изучать его нужно соот-
ветствующим образом. Декарт применил к изучению человека механисти-
ческий подход, в соответствии с которым движение живого тела человека
уподоблялось механической работе технического устройства1. При этом
душу он исключил из числа факторов, влияющих на поведение человека.
Данное понимание человеческой деятельности было очевидным упроще-
нием, но оно привело к важному открытию: изучая механику тела, Декарт
выявил рефлекторную природу человеческого поведения. По мнению Де-
карта, целостный человеческий организм успешно взаимодействует с
внешним миром на рефлекторной основе, без помощи души, тогда как тра-
диционно считалось, что именно душа, психика управляет поведением че-

     1
        В Новое время происходила промышленная революция и технические уст-
ройства интенсивно внедрялись в производство.