Составители:
Рубрика:
8
ники этого направления делают акцент на анализе межпоколенческого
взаимодействия (Ш. Айзенштадт, автор знаменитой работы «От поко-
ления к поколению»), «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе),
«конфликте поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон). Особое вни-
мание уделялось тенденциям формирования молодого пополнения раз-
личных социальных классов и слоев социалистического общества,
проблемам
освоения молодыми людьми социальных ролей. Значитель-
ный вклад в это направление внесли социологи В. Боровик, В. Василь-
ев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, С.
Фролов, В. Шубкин и др. Они изучали тенденции формирования моло-
дого пополнения рабочего класса, колхозного крестьянства, интелли-
генции, его социальное положение, трудовую
и общественную актив-
ность, а также проблемы несоответствия профессионального статуса и
квалификационной подготовки уровню образования и материального
обеспечения.
Культурологическое направление, для которого характерно рас-
смотрение социальных явлений под углом зрения феноменологии че-
ловеческой культуры. Социологи этого направления стремятся осмыс-
лить мир молодежи через процесс отражения в определенных типах
культуры,
преобладающим становится анализ молодежных субкуль-
тур, молодежного образа и стиля жизни, жизненных планов молодежи.
Достоинством этого подхода является возможность системного изуче-
ния проблем разных поколений молодежи.
Поколение – это целостная социально-демографическая группа,
характеризующаяся схожими условиями социализации и формирова-
нием жизненного опыта, общностью выполняемых ролей и функций,
доминирующими ценностями и установками
, социально-психоло-
гическими характеристиками, образом жизни. Классическим образцом
культурологического направления являются работы немецкого социо-
лога К. Маннгейма. Исследуя феномен поколенческого единства К.
Маннгейм раскрыл механизм социального наследования и передачи
материального и культурного опыта от старших младшим поколениям.
Смена поколений – универсальный процесс, основанный на биологи-
ческом ритме человеческой жизни, вследствие которого «
а) в культур-
ном процессе появляются новые участники, тогда как б) старые участ-
ники этого процесса постепенно исчезают; в) члены любого данного
поколения могут участвовать только в хронологически ограниченном
отрезке исторического процесса; и г) необходимо поэтому постоянно
передавать накопленное культурное наследие; д) переход от поколения
к поколению есть последовательный процесс».
10
10
Mannheim K. The Problem of Generations // Mannheim K. Essays on the Sociol-
ogy of Knowledge. London, 1952. P. 292.
9
Взаимное отчуждение, конфликты между поколениями возможны
в периоды смены социального устройства общества, кризисов и соци-
альных перемен. Они в свою очередь порождают кризис сложившегося
механизма преемственности в передаче культуры, ценностей, социаль-
ного опыта.
Современные исследователи выделяют различные типы поколе-
ний:
- Демографическое поколение – реальные возрастные когорты,
группы сверстников, родившиеся в
одно и то же время;
- Генеалогическое – охватывают генеалогическое дерево родствен-
ников, происходящих от общего предка (прабабушка, бабушка, мать,
дети; прадед, дед, отец, дети);
- Символическое – поколение современников, живущих в опреде-
ленное историческое время, связанное общими историческими собы-
тиями, объединенное общностью судьбы, схожими переживаниями.
- Историческое поколение – выделяют на основе шага
поколения
(среднего возраста между родителями и детьми). Выделяют поколение
детей, родителей, прародителей.
- Хронологическое поколение – возрастная группа, живущая и ак-
тивно действующая в конкретный период времени.
Знаменитый американский антрополог Маргарет Мид, изучая за-
кономерности социализации детей в архаичных культурах, сделала
вывод об отсутствии там специфических конфликтов подросткового
возраста, характерных для
современного общества. Связывая межпо-
коленные отношения с темпом общественного развития и типом се-
мейной организации, Маргарет Мид разграничила три типа культур и
три типа механизма преемственности:
11
постфигуративная культура – преобладает в традиционном обще-
стве, ориентированном на опыт прежних поколений и традиции. Дети
перенимают традиции, обычаи, установки и ценности своих родителей,
изменения в обществе происходят медленно и незаметно;
кофигуративная культура – характерна для современных обществ
с преобладанием нуклеарных семей с одним-двумя детьми. Дети преж-
де всего осваивают
ценности и нормы своих сверстников и референт-
ных групп. Ценности молодежной субкультуры оказывается для них
более значимыми, чем ценности родителей, и оказывают серьезное
влияние на формирующуюся личность;
префигуративная культура – формирующаяся культура будущего,
когда дети вырабатывают новые ценности и нормы поведения. Стар-
шие поколения прислушиваются к молодежи, а порою и учатся
у нее.
11
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.С.323.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »