Будущее человечества: глобальные проблемы современности и сценарии будущего. Беззубова О.В. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4 5
росом, почему столь разумно устроенное государство не существует.
Причина в том, что для «идеального» государства нужен «идеальный»
человек. Здесь Платон ссылается на древнегреческого поэта Гесиода
(VIII–VII в. до н. э.), в поэме «Труды и дни» излагающего миф о том,
что род человеческий в своей истории проходит через смену поколе-
ний
золотого, серебряного, медного и железного, что свидетельству-
ет о неуклонном ухудшении «породы людей».
Первое поколение людейзолотое, как считал Гесиод, жило по-
добно богам, не зная ни горя, ни трудов. Участь последующих поколе-
ний становилась все тяжелее. Последним поколением, «железным»,
Гесиод именует своих современников. Их участь печальна, они обрече-
ны на
лишения и несчастья. Кроме того, люди сами ухудшают свою
долю, творя несправедливость и вызывая тем самым гнев богов. Кар-
тина будущего, нарисованная Гесиодом, действительно мрачна. Любовь,
дружба, справедливость, совестливость покинут людей, в мире воца-
рятся вражда и раздор. Но если люди опомнятся и перестанут творить
беззаконие, то, возможно, боги смилостивятся и
пошлют человеческо-
му роду мир и процветание.
Таким образом, уже в поэме Гесиода мы обнаруживаем противо-
поставления двух начал: божественного и человеческого, – и, несмотря
на не зависящее от человека ухудшение человеческого рода, все же
в его власти сделать свою жизнь более нравственной. Сходный мотив
присутствует и у Платона. Последний также объясняет деградацию
общественного
устройства фазами космического цикла, тем, что в мире
сталкиваются два противоборствующих начала, и все, что возникло,
подвержено разрушению и гибели. В период упадка, вражды, «смуты»
перестают рождаться дети с «хорошими природными задатками и со
счастливой участью». И, следовательно, люди становятся более алчны-
ми, завистливыми, склонными к раздору. Но, несмотря на то,
что не-
возможно для человека преодолеть космический закон, человек все же
может преодолеть нравственное несовершенство в себе самом и тем
самым приблизить возможность счастливого будущего для всего чело-
вечества.
В эпоху средневековья размышления о будущем приобретают
новое содержаниеэсхатологическое
1
.
Соответственно изменяется представление о ходе истории и о са-
мом времени. На смену античному представлению о цикличности вре-
мени приходит его линейное восприятие. Время для средневекового
человека имеет начало и конец, оно необратимо, каждое событие уни-
кально. История движется от акта божественного творения к Страшно-
му суду, и ход истории заранее
предрешен. Поэтому в эпоху средневе-
ковья представление о будущем было, с одной стороны, пронизано апо-
калиптическими настроениями, т. е. связано с ожиданием конца истории,
осознанием бренности и греховности всех земных дел. С другой сторо-
ны, завершение земной истории означает начало новой жизни, оконча-
тельную победу добра над злом. Подобное представление
о будущем
нашло свое воплощение в учении Августина Аврелия (блаженного
Августина) о Граде Божьем. Град Божийнезримая духовная община
христианпротивопоставлен у Августина Граду земному, т. е. всему,
что связано с земной жизнью, грехом и пороком. Конец человеческой
истории и Страшный суд означают для Августина торжество Града не-
бесного и гибель Града земного
.
Эпоха Возрождения также привносит новые мотивы в размыш-
ления о будущем. В рамках ренессансного гуманизма формируется пред-
ставление о человеке как активном, деятельном начале. Человек вос-
принимается теперь как творец своей собственной судьбы и истории.
Именно в этот период возникает новый литературный жанр, рисующий
идеальное человеческое общество, – утопия. Сегодня словом «уто
-
пия» называют скорее такую модель общества, которую невозможно
воплотить в реальности, но первые утописты надеялись, что человече-
ство последует их советам. В этом смысле первым утопистом можно
считать Платона. В буквальном переводе с греческого «утопия» озна-
чает «место, которого нет». Именно такое название дал английский
писатель-гуманист Томас Мор острову, описанному им
в книге под
названием «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилуч-
шем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516 г.).
Книга состоит из двух частей. Первая часть посвящена критическому
описанию современного Мору английского общества, тогда как вторая
рисует «утопический» образ жизни, характеризующийся всеобщим ра-
венством, отсутствием частной собственности, всеобщим
участием
жителей в трудовой деятельности, простыми и добродетельными нравами.
Традицию, заложенную Мором, продолжил итальянский философ
Томазо Кампанелла в своем сочинении «Город Солнца» (1602). В го-
1
Эсхатология (от греч. eschatos – последний) учение о конечной судьбе мира
и человека.