История экономических учений. Биндер А.И. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

12
шутками с рабами и совместного обсуждения новых работ. Можно рассматривать последние
предложения как зачатки «теории человеческих отношений», получившей широкое
распространение во второй половине двадцатого века.
Как видим, в древнем Риме круг рассматриваемых экономических вопросов сводился
к вопросам обеспечения эффективности ведения хозяйства и рационального сочетания
факторов производства. К слову сказать, в последней трети девятнадцатого века именно
эти вопросы стали центральными для экономической теории и в настоящее время
представляют собой существенную часть современного курса «Микроэкономика».
Возвращение к философским, этическим аспектам экономических вопросов связано с
экономическими воззрениями представителей средневековья.
§ 2. Экономическая мысль средневековья
Как уже упоминалось, экономическая мысль средневековья в значительной мере
опиралась на труды Аристотеля, в частности на положения, которые получили название
«догмы Аристотеля». Это влияние видно и в экономических взглядах крупнейшего
мыслителя средних веков Ф. Аквинского (1225—1274).
Напомню, что Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования,
который сводился к приобретению благ для дома и государства. Эта естественная (по
мнению Аристотеля) хозяйственная деятельность, получившая, со времен Ксенофонта,
название "экономика", включала и обмен в пределах, нужных для удовлетворения
разумных личных потребностей. В то же время деятельность, направленную на обогащение,
т.е. деятельность торгово-ростовщического капитала, Аристотель характеризовал как
противоестественную, назвав ее «хрематистикой».
Вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский развивает мысль о естественности
натурального хозяйства и в связи с этим производит деление богатства на естественное
(продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по
мысли Ф. Аквинского, не делает человека счастливым и приобретение такого богатства не
может быть целью, т.к. последняя должна состоять в «нравственном усовершенствовании».
Это убеждение вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны
быть подчинены подлинному делу жизниспасению души. В средневековой теории нет
места такой экономической деятельности, которая не связана с моральной целью. И потому
на каждом шагу существуют ограничения, запреты, предупреждения не позволять
экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела.
В соответствии с догмами Аристотеля и традициями католической церкви, Ф.
Аквинский осуждал ростовщичество, называя его «постыдным ремеслом». Он писал, что,
давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют процент как
плату за время, предоставляемое им заемщику. Однако времяэто всеобщее благо,
данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только
ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения. Среди средневековых
философов общим было убеждение, что ростовщики недостойны честного имени и излишни
для общества, так как не доставляют ему необходимых для жизни предметов. Однако в
отношении торговли средневековые схоласты, в том числе и Ф. Аквинский, считали, что она
представляет собой занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных
стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Провидением. Торговая прибыль сама
по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь и может быть использована для
честной цели. К тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа
вещи, «измененной к лучшему». Но в то же время торговляэто опасное дело (в плане
искушения) и человек должен быть уверен в том, что занимается ею ради всеобщей пользы
и что прибыль, которую он извлекает, не превышает справедливой оплаты его труда.
Интересен у Ф. Аквинского и взгляд на частную собственность, и проблему
справедливости. Как известно, в раннем христианстве идея равенства воплотилась в идее
отказа от частной собственности, обобществления имущества и в утверждении всеобщей
обязанности трудиться. В соответствии с давними традициями христианства труд у Ф.
Аквинского получил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от
праздности, укрепления нравственности. В то же время, вслед за Аристотелем, Ф.
Аквинский отвергает идею о равнозначности всех видов труда, рассматривая физический
труд как рабское занятие. Значительные трудности возникают с проблемой оправдания
                                          12
шутками с рабами и совместного обсуждения новых работ. Можно рассматривать последние
предложения как зачатки «теории человеческих отношений», получившей широкое
распространение во второй половине двадцатого века.
      Как видим, в древнем Риме круг рассматриваемых экономических вопросов сводился
к вопросам обеспечения эффективности ведения хозяйства и рационального сочетания
факторов производства. К слову сказать, в последней трети девятнадцатого века именно
эти вопросы стали центральными для экономической теории и в настоящее время
представляют собой существенную часть современного курса «Микроэкономика».
      Возвращение к философским, этическим аспектам экономических вопросов связано с
экономическими воззрениями представителей средневековья.
                       § 2. Экономическая мысль средневековья
       Как уже упоминалось, экономическая мысль средневековья в значительной мере
опиралась на труды Аристотеля, в частности на положения, которые получили название
«догмы Аристотеля». Это влияние видно и в экономических взглядах крупнейшего
мыслителя средних веков Ф. Аквинского (1225—1274).
       Напомню, что Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования,
который сводился к приобретению благ для дома и государства. Эта естественная (по
мнению Аристотеля) хозяйственная деятельность, получившая, со времен Ксенофонта,
название "экономика", включала и обмен в пределах, нужных для удовлетворения
разумных личных потребностей. В то же время деятельность, направленную на обогащение,
т.е. деятельность торгово-ростовщического капитала, Аристотель характеризовал как
противоестественную, назвав ее «хрематистикой».
       Вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский развивает мысль о естественности
натурального хозяйства и в связи с этим производит деление богатства на естественное
(продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по
мысли Ф. Аквинского, не делает человека счастливым и приобретение такого богатства не
может быть целью, т.к. последняя должна состоять в «нравственном усовершенствовании».
Это убеждение вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны
быть подчинены подлинному делу жизни — спасению души. В средневековой теории нет
места такой экономической деятельности, которая не связана с моральной целью. И потому
на каждом шагу существуют ограничения, запреты, предупреждения не позволять
экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела.
       В соответствии с догмами Аристотеля и традициями католической церкви, Ф.
Аквинский осуждал ростовщичество, называя его «постыдным ремеслом». Он писал, что,
давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют процент как
плату за время, предоставляемое им заемщику. Однако время — это всеобщее благо,
данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только
ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения. Среди средневековых
философов общим было убеждение, что ростовщики недостойны честного имени и излишни
для общества, так как не доставляют ему необходимых для жизни предметов. Однако в
отношении торговли средневековые схоласты, в том числе и Ф. Аквинский, считали, что она
представляет собой занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных
стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Провидением. Торговая прибыль сама
по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь и может быть использована для
честной цели. К тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа
вещи, «измененной к лучшему». Но в то же время торговля — это опасное дело (в плане
искушения) и человек должен быть уверен в том, что занимается ею ради всеобщей пользы
и что прибыль, которую он извлекает, не превышает справедливой оплаты его труда.
       Интересен у Ф. Аквинского и взгляд на частную собственность, и проблему
справедливости. Как известно, в раннем христианстве идея равенства воплотилась в идее
отказа от частной собственности, обобществления имущества и в утверждении всеобщей
обязанности трудиться. В соответствии с давними традициями христианства труд у Ф.
Аквинского получил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от
праздности, укрепления нравственности. В то же время, вслед за Аристотелем, Ф.
Аквинский отвергает идею о равнозначности всех видов труда, рассматривая физический
труд как рабское занятие. Значительные трудности возникают с проблемой оправдания