ВУЗ:
Составители:
24
заключается в том, что «слишком многое из того, что должно было бы управляться приро-
дой, древними обычаями и всеобщим соглашением, попало под регулирование закона». Не
случайно Петти резко выступает против государственной регламентации, если она
противоречит «законам природы». В то же время он возлагает на государство важные
функции по обеспечению полного использования рабочей силы, а также по повышению ее
качества. Петти предлагает за счет государственных средств обеспечивать бродяг и нищих
работой по постройке дорог, возведению мостов и плотин, разработке рудников. И здесь
говорит не только гуманность, но и экономический расчет, ведь, согласно взглядам Петти,
«...разрешение кому-либо нищенствовать — это более дорогостоящий способ содержания
тех людей, которым закон природы не разрешает умереть с голоду»
1
. И далее, будучи
последовательным, в своем утверждении, что качество рабочей силы, качество чело-
веческого капитала, является важнейшим фактором увеличения богатства нации, Петти
пишет, что «лучше сжечь продукт труда одной тысячи людей, чем допустить, чтобы эти
люди ничего не делали и вследствие этого теряли свое умение работать»
2
. Кстати,
положительный эффект обеспечения полной занятости рассматривается в трудах такого
известного экономиста двадцатого века, как Дж. Кейнс, правда, с несколько иных позиций.
В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике, Петти в
«Трактате о налогах и сборах» таким образом регламентирует целевые расходы
государства;
— расходы на оборону;
— расходы на управление;
— расходы на церковь;
— расходы на школы и университеты;
— расходы на содержание сирот и инвалидов;
— расходы на дороги, водопроводы, мосты и другие предметы, нужные для блага
пользования всех.
Как видим, структура расходов напоминает расходную часть бюджета современных
государств. Что касается налогообложения, то здесь Петти выступает сторонником
преимущественно косвенного налогообложения. Соглашаясь с общепринятой в данную
эпоху точкой зрения, что население должно участвовать в покрытии государственных
расходов соответственно их заинтересованности в общественном спокойствии, то есть в со-
ответствии с их имуществом или богатством, Петти выделяет два вида богатства —
фактическое и потенциальное. Фактическое богатство, по его мнению, означает высокий
реальный уровень потребления, а потенциальное — возможность его обеспечить. В
последнем случае люди богатые, но мало пользующиеся своим богатством, являются
скорее управляющими своего капитала. В рамках этих представлений доводы в пользу
акциза у Петти сводятся к следующему: во-первых, справедливость требует, чтобы каждый
платил в соответствии с тем, что он потребляет, а такой налог не навязывается насильно и
его легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости; во-
вторых, такой налог располагает к бережливости, что является единственным способом
обогащения нации. Здесь Петти вскользь высказывает мысль об исключительной роли
бережливости в увеличении богатства нации, которая звучит лейтмотивом у А. Смита.
Но все экономические идеи, высказанные Петти, имеют скорее форму догадок и не
представляют собой законченной теории. Может быть, именно фрагментарность,
разбросанность экономических идей У. Петти по многочисленным памфлетам, написанным
на злобу дня, послужила причиной, что в историю экономической мысли Петти вошел в
первую очередь как изобретатель статистики, которую он назвал «политической ариф-
метикой». В работе, которая так и называется «Политическая арифметика» (1676), Петти не
только дал анализ конкретней экономической ситуации на основе широкого использования
фактических данных, но и описал методы косвенного определения величины тех или иных
показателей, в частности, выборочного метода, что без сомнения было важно в условиях
скудости статистических данных того времени
3
.
1
Антология экономической классики. 'Г. 1. М., 1993, стр. 13.
2
Антология экономической классики. Ч'. 1. М., 1993, стр. 47.
3
Для определения количества требующихся врачей Петти предлагает, во-первых, на основании числа умирающих
установить, сколько в Лондоне имеется больных, затем, исходя из удельного веса столицы, установить число больных в
24 заключается в том, что «слишком многое из того, что должно было бы управляться приро- дой, древними обычаями и всеобщим соглашением, попало под регулирование закона». Не случайно Петти резко выступает против государственной регламентации, если она противоречит «законам природы». В то же время он возлагает на государство важные функции по обеспечению полного использования рабочей силы, а также по повышению ее качества. Петти предлагает за счет государственных средств обеспечивать бродяг и нищих работой по постройке дорог, возведению мостов и плотин, разработке рудников. И здесь говорит не только гуманность, но и экономический расчет, ведь, согласно взглядам Петти, «...разрешение кому-либо нищенствовать — это более дорогостоящий способ содержания тех людей, которым закон природы не разрешает умереть с голоду»1. И далее, будучи последовательным, в своем утверждении, что качество рабочей силы, качество чело- веческого капитала, является важнейшим фактором увеличения богатства нации, Петти пишет, что «лучше сжечь продукт труда одной тысячи людей, чем допустить, чтобы эти люди ничего не делали и вследствие этого теряли свое умение работать»2. Кстати, положительный эффект обеспечения полной занятости рассматривается в трудах такого известного экономиста двадцатого века, как Дж. Кейнс, правда, с несколько иных позиций. В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике, Петти в «Трактате о налогах и сборах» таким образом регламентирует целевые расходы государства; — расходы на оборону; — расходы на управление; — расходы на церковь; — расходы на школы и университеты; — расходы на содержание сирот и инвалидов; — расходы на дороги, водопроводы, мосты и другие предметы, нужные для блага пользования всех. Как видим, структура расходов напоминает расходную часть бюджета современных государств. Что касается налогообложения, то здесь Петти выступает сторонником преимущественно косвенного налогообложения. Соглашаясь с общепринятой в данную эпоху точкой зрения, что население должно участвовать в покрытии государственных расходов соответственно их заинтересованности в общественном спокойствии, то есть в со- ответствии с их имуществом или богатством, Петти выделяет два вида богатства — фактическое и потенциальное. Фактическое богатство, по его мнению, означает высокий реальный уровень потребления, а потенциальное — возможность его обеспечить. В последнем случае люди богатые, но мало пользующиеся своим богатством, являются скорее управляющими своего капитала. В рамках этих представлений доводы в пользу акциза у Петти сводятся к следующему: во-первых, справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он потребляет, а такой налог не навязывается насильно и его легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости; во- вторых, такой налог располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения нации. Здесь Петти вскользь высказывает мысль об исключительной роли бережливости в увеличении богатства нации, которая звучит лейтмотивом у А. Смита. Но все экономические идеи, высказанные Петти, имеют скорее форму догадок и не представляют собой законченной теории. Может быть, именно фрагментарность, разбросанность экономических идей У. Петти по многочисленным памфлетам, написанным на злобу дня, послужила причиной, что в историю экономической мысли Петти вошел в первую очередь как изобретатель статистики, которую он назвал «политической ариф- метикой». В работе, которая так и называется «Политическая арифметика» (1676), Петти не только дал анализ конкретней экономической ситуации на основе широкого использования фактических данных, но и описал методы косвенного определения величины тех или иных показателей, в частности, выборочного метода, что без сомнения было важно в условиях скудости статистических данных того времени3. 1 Антология экономической классики. 'Г. 1. М., 1993, стр. 13. 2 Антология экономической классики. Ч'. 1. М., 1993, стр. 47. 3 Для определения количества требующихся врачей Петти предлагает, во-первых, на основании числа умирающих установить, сколько в Лондоне имеется больных, затем, исходя из удельного веса столицы, установить число больных в
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- …
- следующая ›
- последняя »