История экономических учений. Биндер А.И. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

26
свободы». Ведь если экономическая деятельность каждого ведет, в конечном счете, к благу
общества, ее нельзя стеснять.
Тем не менее, экономические взгляды А. Смита будут поняты недостаточно полно,
если не принять во внимание его первую большую работу «Теория нравственных чувств»,
которая была опубликована в 1759 году и содержит его социально-философские идеи.
Исходя из характерного для философии восемнадцатого века тезиса о существовании
«естественных законов», Смит в качестве естественных характеристик человека в своей
работе вводит два основных понятия: «чувство симпатии» и «внутренний наблюдатель»
(совесть). При этом основой симпатии Смит считал способность человека силой
воображения ставить себя на место других людей и чувствовать за них. Оставаясь на
позиции существования естественных законов, Смит утверждает, что справедливо то, что
естественно, а естественно стремление человека к собственному благу при благожелатель-
ном отношении к другим людям. Возможность же согласования эгоизма и симпатии, в
конечном счете, заложена природой (Богом), наделившей человека совестью.
Интересно отметить, что тезис о гармонии интересов различных людей у Смита не
вывод, следующий из действия «невидимой руки» (объективных экономических законов), а
исходная мировоззренческая посылка, основанная на вере в Бога; поэтому и поиск
экономических законов опирается у него на веру в естественную, изначальную гармонию. Не
случайно в описании действия «невидимой руки» у Смита присутствует не только экономи-
ческий аспект, который сводится к благотворности для общества непреднамеренных
последствий целенаправленных действий людей, но и мировоззренческийвера в
мудрость Провидения, признание ограниченности человеческого разума. Именно в «Теории
нравственных чувств» Смит описывает ситуацию, когда направляемый «рукой Провидения»
бесчувственный, гордый и жадный (эпитеты А. Смитаприм. автора) богатый собственник
без всякого преднамеренного желания служит интересам общества, ибо, заботясь
исключительно о собственном богатстве он дает работу, а, следовательно, и пропитание
неимущим. При этом богатый из своих богатств потребляет лишь небольшую часть, столь
небольшую, что, по мнению Смита, она сопоставима с уровнем потребления каждого из
неимущих. Поэтому только кажется, что Провидение немногим дало все, а других лишило
наследства и превратило в наемных рабочих. Кажущееся громадным имущественное
неравенство между людьми при внимательном рассмотрении является равенством, причем
таким, как если бы земля была распределена поровну между всеми людьми. Намек на Про-
видение как бы говорит, что все создал Бог. Он же печется и об устройстве общества. С
виду устройство кажется несправедливым, но на самом деле стоит только постичь тайные
замысел Бога и мир предстанет в ином свете.
Можно с полным правом сказать, что философская и этическая сторона
экономического учения А. Смита была заложена в «Теории нравственных чувств». Именно в
ней было определено представление о справедливости и природе человека, о свободе и
моральных обязательствах, заложенных Природой и Богом, о значении и месте
материального интереса в жизни человека и общества. Важнейшей идеей данной работы
была идея доверия к человеку, которая была тесно связана с признанием его права на
свободу, в том числе свободу в области хозяйствования. Интересно отметить, что в конце
«Теории нравственных чувств» Смит обещает в следующей работе разъяснить механизм
действия «естественного закона справедливости», в результате которого «каждый получает
свою долю из всего произведенного землей».
«Теория нравственных чувств» при жизни автора выдержала пять изданий, но не она
обессмертила имя А. Смита. Мировую известность и влияние принесла ему его вторая книга
«Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованная в Лондоне в
1776 году. Эта работа одна из немногих книг, которая входит в сокровище человеческой
мысли. Она не только обессмертила имя автора, но именно она, вместе с такими книгами
как "Капитал" К. Маркса и "Общая теория процента и денег" Д. Кейнса, являются теми
столпами, на которых зиждется современная экономическая теория.
При жизни автора она неоднократно переиздавалась на его родине и получила
всеевпропейскую известность. В России в 1802-1806 гг. первый ее русский перевод.
"Экономическая строфа" "Евгения Онегина" А. Пушкина, где герой романа
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
                                          26
свободы». Ведь если экономическая деятельность каждого ведет, в конечном счете, к благу
общества, ее нельзя стеснять.
       Тем не менее, экономические взгляды А. Смита будут поняты недостаточно полно,
если не принять во внимание его первую большую работу «Теория нравственных чувств»,
которая была опубликована в 1759 году и содержит его социально-философские идеи.
Исходя из характерного для философии восемнадцатого века тезиса о существовании
«естественных законов», Смит в качестве естественных характеристик человека в своей
работе вводит два основных понятия: «чувство симпатии» и «внутренний наблюдатель»
(совесть). При этом основой симпатии Смит считал способность человека силой
воображения ставить себя на место других людей и чувствовать за них. Оставаясь на
позиции существования естественных законов, Смит утверждает, что справедливо то, что
естественно, а естественно стремление человека к собственному благу при благожелатель-
ном отношении к другим людям. Возможность же согласования эгоизма и симпатии, в
конечном счете, заложена природой (Богом), наделившей человека совестью.
       Интересно отметить, что тезис о гармонии интересов различных людей у Смита не
вывод, следующий из действия «невидимой руки» (объективных экономических законов), а
исходная мировоззренческая посылка, основанная на вере в Бога; поэтому и поиск
экономических законов опирается у него на веру в естественную, изначальную гармонию. Не
случайно в описании действия «невидимой руки» у Смита присутствует не только экономи-
ческий аспект, который сводится к благотворности для общества непреднамеренных
последствий целенаправленных действий людей, но и мировоззренческий — вера в
мудрость Провидения, признание ограниченности человеческого разума. Именно в «Теории
нравственных чувств» Смит описывает ситуацию, когда направляемый «рукой Провидения»
бесчувственный, гордый и жадный (эпитеты А. Смита — прим. автора) богатый собственник
без всякого преднамеренного желания служит интересам общества, ибо, заботясь
исключительно о собственном богатстве он дает работу, а, следовательно, и пропитание
неимущим. При этом богатый из своих богатств потребляет лишь небольшую часть, столь
небольшую, что, по мнению Смита, она сопоставима с уровнем потребления каждого из
неимущих. Поэтому только кажется, что Провидение немногим дало все, а других лишило
наследства и превратило в наемных рабочих. Кажущееся громадным имущественное
неравенство между людьми при внимательном рассмотрении является равенством, причем
таким, как если бы земля была распределена поровну между всеми людьми. Намек на Про-
видение как бы говорит, что все создал Бог. Он же печется и об устройстве общества. С
виду устройство кажется несправедливым, но на самом деле стоит только постичь тайные
замысел Бога и мир предстанет в ином свете.
       Можно с полным правом сказать, что философская и этическая сторона
экономического учения А. Смита была заложена в «Теории нравственных чувств». Именно в
ней было определено представление о справедливости и природе человека, о свободе и
моральных обязательствах, заложенных Природой и Богом, о значении и месте
материального интереса в жизни человека и общества. Важнейшей идеей данной работы
была идея доверия к человеку, которая была тесно связана с признанием его права на
свободу, в том числе свободу в области хозяйствования. Интересно отметить, что в конце
«Теории нравственных чувств» Смит обещает в следующей работе разъяснить механизм
действия «естественного закона справедливости», в результате которого «каждый получает
свою долю из всего произведенного землей».
       «Теория нравственных чувств» при жизни автора выдержала пять изданий, но не она
обессмертила имя А. Смита. Мировую известность и влияние принесла ему его вторая книга
«Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованная в Лондоне в
1776 году. Эта работа одна из немногих книг, которая входит в сокровище человеческой
мысли. Она не только обессмертила имя автора, но именно она, вместе с такими книгами
как "Капитал" К. Маркса и "Общая теория процента и денег" Д. Кейнса, являются теми
столпами, на которых зиждется современная экономическая теория.
       При жизни автора она неоднократно переиздавалась на его родине и получила
всеевпропейскую известность. В России в 1802-1806 гг. первый ее русский перевод.
"Экономическая строфа" "Евгения Онегина" А. Пушкина, где герой романа
       Бранил Гомера, Феокрита;
       Зато читал Адама Смита