ВУЗ:
Составители:
27
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золото ему,
Когда простой продукт имеет.
И эти строки показывают не только известность А. Смита в России, но и то, что сам
наш национальный поэт глубоко и верно понял суть взглядов великого экономиста.
Внутренне обе работы оставались сторонами одного и того же предмета, с разных
сторон изучающего природу человека. И если, по образному выражению Г. Бокля, в «Теории
нравственных чувств» Смит исследует сочувственную сторону человеческой природы, то в
«Богатстве народов» — своекорыстную ее сторону.
В соответствии с названием своей книги, Смит в пepвую очередь исследует причины
роста богатства нации, роль труда в этом процессе, факторы увеличения его
производительности, «естественный» порядок распределения продукта между различными
классами, природу капитала, способы его постепенного накопления и многое другое.
Поскольку работа называется «Исследование о природе и причинах богатства
народов», то первая глава книги и дает ответ на данный вопрос. Богатство нации, по Смиту,
представляет собой продукты материального производства, а величина последних, зависит
от двух факторов:
— доли населения, занятого производительным, трудом
— и производительности труда:
При этом под производительным трудом Смит понимал весь труд, занятый в сфере
материального производства, именно тот труд, который увеличивает стоимость предмета, к
которому он прилагается и в котором закрепляется. Главным же фактором роста
производительности труда Смит считал разделение труда или специализацию, считая
особенно эффективной пооперационную (хрестоматийный пример с булавочной
мануфактурой)
1
.
Изобразив преимущества разделения труда, Смит ставит вопрос о деньгах и
рассматривает их как техническое орудие, облегчающее ход экономических процессов, как
результат договоренности между людьми. Эту идею, как вы помните, высказал еще
Аристотель. И далее, как и Аристотель, Смит приступает к выяснению правил, согласно
которым люди обменивают товары друг на друга; правил, которые определяют относитель-
ную, или меновую стоимость товара
2
.
Это один из самых сложных разделов книги. Не случайно, приступая к нему, Смит
просит у читателей внимания и терпения. В этом разделе можно найти элементы и трудовой
теории стоимости и теории, которая в дальнейшем получила название теории трех
факторов производства. У самого Смита представлены три концепции стоимости.
• С одной стороны, признавая равнозначность всех видов производительного труда с
точки зрения создания стоимости, Смит приходит к выводу, что стоимость ни что иное, как
количество заключенного в товаре необходимого труда. Таким образом, труд является не
только источником богатства, но и мерой стоимости. К слову сказать, трудовая теория
стоимости имеет и социальное содержание: определение стоимости трудом предполагает
всеобщность и равенство (в качественном смысле) всех видов труда. Это можно трактовать
как признание равенства всех людей: если в обмене товары равны, значит труд произ-
водителей этих товаров одинаков, и они равнозначны как личности
3
.
• Вторая концепция сводится к тому, что стоимость определяется тем количеством
труда, которое можно купить на данный товар. Если рассматривать простое товарное
1
'Как пишет Смит, если бы каждый работал в одиночку, осуществляя самостоятельно все операции, никто бы не смог
произвести и 20 булавок в день. Но при такой организации производства, когда один рабочий тянет проволоку, другой
выпрямляет ее, третий — обрезает, четвертый — заостряет и т.д., то десять человек, специализируясь на самостоятельной
операции, вырабатывали более 48 000 булавок в день. Как видим, производительность в результате специализации выросла в
24 раза.
2
Смит отмечает, что слово «стоимость» имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-
либо предмета, а иногда — возможность приобретения других вещей, которую дает обладание данным предметом. Первую он
называет потребительной стоимостью, вторую — меновой стоимостью. И обращает внимание, что очень часто товары
обладающие весьма большой потребительной стоимостью имеют совсем небольшую меновую стоимость или совсем ее не
имеют и наоборот. (Классический пример с водой и алмазом.)
3
Аристотель, как вы помните, отвергал положение, что труд раба может быть равен труду свободного человека.
27 И был глубокий эконом, То есть умел судить о том Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золото ему, Когда простой продукт имеет. И эти строки показывают не только известность А. Смита в России, но и то, что сам наш национальный поэт глубоко и верно понял суть взглядов великого экономиста. Внутренне обе работы оставались сторонами одного и того же предмета, с разных сторон изучающего природу человека. И если, по образному выражению Г. Бокля, в «Теории нравственных чувств» Смит исследует сочувственную сторону человеческой природы, то в «Богатстве народов» — своекорыстную ее сторону. В соответствии с названием своей книги, Смит в пepвую очередь исследует причины роста богатства нации, роль труда в этом процессе, факторы увеличения его производительности, «естественный» порядок распределения продукта между различными классами, природу капитала, способы его постепенного накопления и многое другое. Поскольку работа называется «Исследование о природе и причинах богатства народов», то первая глава книги и дает ответ на данный вопрос. Богатство нации, по Смиту, представляет собой продукты материального производства, а величина последних, зависит от двух факторов: — доли населения, занятого производительным, трудом — и производительности труда: При этом под производительным трудом Смит понимал весь труд, занятый в сфере материального производства, именно тот труд, который увеличивает стоимость предмета, к которому он прилагается и в котором закрепляется. Главным же фактором роста производительности труда Смит считал разделение труда или специализацию, считая особенно эффективной пооперационную (хрестоматийный пример с булавочной мануфактурой)1. Изобразив преимущества разделения труда, Смит ставит вопрос о деньгах и рассматривает их как техническое орудие, облегчающее ход экономических процессов, как результат договоренности между людьми. Эту идею, как вы помните, высказал еще Аристотель. И далее, как и Аристотель, Смит приступает к выяснению правил, согласно которым люди обменивают товары друг на друга; правил, которые определяют относитель- ную, или меновую стоимость товара2. Это один из самых сложных разделов книги. Не случайно, приступая к нему, Смит просит у читателей внимания и терпения. В этом разделе можно найти элементы и трудовой теории стоимости и теории, которая в дальнейшем получила название теории трех факторов производства. У самого Смита представлены три концепции стоимости. • С одной стороны, признавая равнозначность всех видов производительного труда с точки зрения создания стоимости, Смит приходит к выводу, что стоимость ни что иное, как количество заключенного в товаре необходимого труда. Таким образом, труд является не только источником богатства, но и мерой стоимости. К слову сказать, трудовая теория стоимости имеет и социальное содержание: определение стоимости трудом предполагает всеобщность и равенство (в качественном смысле) всех видов труда. Это можно трактовать как признание равенства всех людей: если в обмене товары равны, значит труд произ- водителей этих товаров одинаков, и они равнозначны как личности3. • Вторая концепция сводится к тому, что стоимость определяется тем количеством труда, которое можно купить на данный товар. Если рассматривать простое товарное 1 'Как пишет Смит, если бы каждый работал в одиночку, осуществляя самостоятельно все операции, никто бы не смог произвести и 20 булавок в день. Но при такой организации производства, когда один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий — обрезает, четвертый — заостряет и т.д., то десять человек, специализируясь на самостоятельной операции, вырабатывали более 48 000 булавок в день. Как видим, производительность в результате специализации выросла в 24 раза. 2 Смит отмечает, что слово «стоимость» имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого- либо предмета, а иногда — возможность приобретения других вещей, которую дает обладание данным предметом. Первую он называет потребительной стоимостью, вторую — меновой стоимостью. И обращает внимание, что очень часто товары обладающие весьма большой потребительной стоимостью имеют совсем небольшую меновую стоимость или совсем ее не имеют и наоборот. (Классический пример с водой и алмазом.) 3 Аристотель, как вы помните, отвергал положение, что труд раба может быть равен труду свободного человека.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- …
- следующая ›
- последняя »