ВУЗ:
Составители:
29
предпринимателей никогда не совпадают с интересами общественными, так как чем выше
уровень производства и национального богатства, тем меньше норма прибыли. А поскольку
норма прибыли находится в обратной зависимости от общественного благосостояния, то
класс предпринимателей обычно заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуж-
дение и даже угнетать его. Не случайно Смит советует с крайним недоверием относится ко
всякому предложению нового закона, исходящего от этого разряда людей. Отмечает он и
стремление к монополизму, свойственное данному классу.
Большое внимание Смит уделяет проблеме накопления капитала, рассматривая его
как ключ к богатству нации. Как уже упоминалось, Смит ставил богатство нации в
зависимость от доли населения, занятого производительным трудом, где под
производительным трудом он понимал весь труд, занятый в сфере материального
производства (в этом его отличие от меркантилистов и физиократов). Любопытно, что к
производительному населению Смит относил и предпринимателей, считая, что они
выполняют важнейшую социальную функцию — функцию накопления. А, по мнению Смита,
кто сберегает — тот благодетель нации, а расточитель — ее враг. Почему? Да потому, что
бережливость, увеличивая фонд, предназначенный на привлечение дополнительных
производительных работников, ведет в конечном счете к увеличению стоимости годового
продукта страны
1
, т.е. к возрастанию богатства нации. Не удивительно, что у Смита
бережливость, а не трудолюбие, является непосредственной причиной возрастания
капитала, поскольку «...хотя трудолюбие и создает то, что накопляет сбережение, но
капитал никогда не мог бы возрастать, если бы бережливость не сберегала и не
накопляла»
2
.
В последних главах книги Смит вновь возвращается к своему принципу «невидимой
руки», доказывая гармонию интересов личности и общества, считая, что своекорыстный
интерес каждого приведет к общественному благу. Отсюда вытекает и соответствующая
экономическая программа, которая требует отмены всех мер, ограничивающих мобильность
рабочей силы, отмены правительственной регламентации промышленности и торговли,
разрешение свободной торговли землей. Будучи последовательным, Смит выступает за
уменьшение роли государства, сводя его функции к обеспечению военной безопасности,
отправлению правосудия и обязанности содержать общественные сооружения и
общественные учреждения.
Значительное внимание уделил А. Смит и вопросу государственных финансов,
сформулировав, в частности, свои знаменитые четыре принципа налогообложения
3
. Говоря
об источниках налогообложения, Смит, в соответствии со своими взглядами на
непроизводительный характер государственных расходов, выступал против привлечения
капиталов в качестве налогового источника, разграничивая понятия капитал и доход. Этот
взгляд будет характерен для всех представителей классической школы, которые считали,
что облагать налогом капитал, значит его уничтожать, в соответствии с принципом «что
облагается налогом — то убывает». Интересно отметить, что теория о непроизводительном
характере государственных расходов не мешает, тем не менее, Смиту признать налог
справедливой ценой за оплату услуг государства. Это дало основание более поздним
исследователям считать, что в трактовке налога Смит стоял на позициях теории
эквивалентного обмена.
А. Смит заложил основы теории международной торговли, рассматривая развитие
внешнеэкономических связей между странами, исходя из различий в абсолютных уровнях
издержек производства в отдельных странах. В каждой стране есть такие товары, цена
которых ниже, чем в других странах, потому что затраты на их производство меньше.
1
Смит неоднократно подчеркивал, что годовой продукт нации, если не считать естественных плодов земли,
является результатом производительного труда.
2
Антология экономической классики. Т. 1. М., 1993, стр. 363.
3
Первый принцип — подданные государства обязаны участвовать в поддержке государства сообразно со своими
средствами, т.е. соответственно тем доходам, который получает каждый под охраной государства. Второй принцип — налог
должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер
уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому. Третий принцип —
каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика. И наконец, четвертый
принцип — каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что
поступает в кассы государства.
29 предпринимателей никогда не совпадают с интересами общественными, так как чем выше уровень производства и национального богатства, тем меньше норма прибыли. А поскольку норма прибыли находится в обратной зависимости от общественного благосостояния, то класс предпринимателей обычно заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуж- дение и даже угнетать его. Не случайно Смит советует с крайним недоверием относится ко всякому предложению нового закона, исходящего от этого разряда людей. Отмечает он и стремление к монополизму, свойственное данному классу. Большое внимание Смит уделяет проблеме накопления капитала, рассматривая его как ключ к богатству нации. Как уже упоминалось, Смит ставил богатство нации в зависимость от доли населения, занятого производительным трудом, где под производительным трудом он понимал весь труд, занятый в сфере материального производства (в этом его отличие от меркантилистов и физиократов). Любопытно, что к производительному населению Смит относил и предпринимателей, считая, что они выполняют важнейшую социальную функцию — функцию накопления. А, по мнению Смита, кто сберегает — тот благодетель нации, а расточитель — ее враг. Почему? Да потому, что бережливость, увеличивая фонд, предназначенный на привлечение дополнительных производительных работников, ведет в конечном счете к увеличению стоимости годового продукта страны1, т.е. к возрастанию богатства нации. Не удивительно, что у Смита бережливость, а не трудолюбие, является непосредственной причиной возрастания капитала, поскольку «...хотя трудолюбие и создает то, что накопляет сбережение, но капитал никогда не мог бы возрастать, если бы бережливость не сберегала и не накопляла»2. В последних главах книги Смит вновь возвращается к своему принципу «невидимой руки», доказывая гармонию интересов личности и общества, считая, что своекорыстный интерес каждого приведет к общественному благу. Отсюда вытекает и соответствующая экономическая программа, которая требует отмены всех мер, ограничивающих мобильность рабочей силы, отмены правительственной регламентации промышленности и торговли, разрешение свободной торговли землей. Будучи последовательным, Смит выступает за уменьшение роли государства, сводя его функции к обеспечению военной безопасности, отправлению правосудия и обязанности содержать общественные сооружения и общественные учреждения. Значительное внимание уделил А. Смит и вопросу государственных финансов, сформулировав, в частности, свои знаменитые четыре принципа налогообложения3. Говоря об источниках налогообложения, Смит, в соответствии со своими взглядами на непроизводительный характер государственных расходов, выступал против привлечения капиталов в качестве налогового источника, разграничивая понятия капитал и доход. Этот взгляд будет характерен для всех представителей классической школы, которые считали, что облагать налогом капитал, значит его уничтожать, в соответствии с принципом «что облагается налогом — то убывает». Интересно отметить, что теория о непроизводительном характере государственных расходов не мешает, тем не менее, Смиту признать налог справедливой ценой за оплату услуг государства. Это дало основание более поздним исследователям считать, что в трактовке налога Смит стоял на позициях теории эквивалентного обмена. А. Смит заложил основы теории международной торговли, рассматривая развитие внешнеэкономических связей между странами, исходя из различий в абсолютных уровнях издержек производства в отдельных странах. В каждой стране есть такие товары, цена которых ниже, чем в других странах, потому что затраты на их производство меньше. 1 Смит неоднократно подчеркивал, что годовой продукт нации, если не считать естественных плодов земли, является результатом производительного труда. 2 Антология экономической классики. Т. 1. М., 1993, стр. 363. 3 Первый принцип — подданные государства обязаны участвовать в поддержке государства сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, который получает каждый под охраной государства. Второй принцип — налог должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому. Третий принцип — каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика. И наконец, четвертый принцип — каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- …
- следующая ›
- последняя »