История экономических учений. Биндер А.И. - 37 стр.

UptoLike

Составители: 

39
Этот взгляд получил в дальнейшем название «доктрины недопотребления».
Следовательно, (по Мальтусу), для обеспечения воспроизводства необходим определенный
объем расходов из прибыли и ренты на предметы роскоши и услуги непроизводительного
характера, что может каким-то образом смягчить проблему перепроизводства. Это
дополнительное непроизводительное потребление могут обеспечить лишь классы, не
принадлежащие к капиталистам и рабочим, в первую очередь земельные собственники. Не
стоит удивляться, что рекомендации Мальтуса в области экономической политики
сводились к снижению нормы накопления и поощрению непроизводительного потребления
со стороны лендлордов. И его защита высоких импортных пошлин на хлеб (в полемике о
«Хлебных законах»
1
), которые обеспечивали бы высокую земельную ренту, вполне
гармонирует с основными заключениями его теории. Для уменьшения же накопления капи-
тала Мальтус предлагал увеличить налогообложение. Обсуждая проблемы организации
общественных работ как временной меры уменьшения безработицы, Мальтус пишет, что
«тенденция к уменьшению объема производительного капитала не может являться
возражением против общественных работ, требующих привлечения значительных сумм за
счет налогов, так как в определенной степени это именно то, что нужно»
2
.
При всей некорректности посылок теории перепроизводства Мальтуса
(неограниченности роста населения и закона убывающего плодородия почвы) его заслуга
состоит в том, что он остро поставил вопрос о проблемах реализации созданного продукта,
вопрос, который остался за пределами внимания как А. Смита, так и Д. Рикардо
3
.
§ 3. Экономические взгляды С. Сисмонди
Работы швейцарского экономиста и историка С. Сисмонди (1773—1842) сыграли
заметную роль в истории экономической мысли хотя бы потому, что он первым подверг
научной критике экономическую систему капитализма, выступил противником некоторых
идей, высказанных представителями классической политической экономии. В отличие от
последних, в политической экономии он видел не науку о богатстве и способах его
увеличения, а науку о совершенствовании социального механизма в интересах
человеческого счастья. Сисмонди считал политэкономию нравственной наукой, которая
имеет дело с человеческой природой, а не с экономическими отношениями; она приведет к
цели лишь тогда, когда приняты во внимание чувства, потребности и страсти людей.
Безусловно, на такую трактовку предмета политической экономии оказала влияние работа
Смита «Теория нравственных чувств». Увеличение производства благ, по Сисмонди, не
самоцель, и само не является показателем богатства, если в процессе его распределения
большинство получает жалкие крохи. И здесь также видно влияние А. Смита, который
пишет, что «ни одно общество, без сомнения, не может процветать и быть счастливым, если
значительнейшая часть его членов бедна и несчастна»
4
. Таким образом, у Сисмонди мы
видим развитие нравственных аспектов экономической науки, начало которому положил А.
Смит.
Но не только в этом проявляется единство взглядов Сисмонди и Смита. Сисмонди
сторонник трудовой теории стоимости, согласно которой стоимость товара определяется за-
тратами труда на его производство. Совершенно естественно, что он считает прибыль
доходом капиталиста, представляющим собой вычет из продукта труда рабочего. Сисмонди
прямо говорит об ограблении рабочего при капитализме, подчеркивая эксплуататорскую
природу прибыли и считая, что заработная плата должна быть равна всей стоимости
продукта труда рабочего. Но почему рабочий получает лишь малую часть стоимости со-
зданного им продукта? Сисмонди не искал регуляторов заработной платы в «естественных»
законах природы, как Рикардо и Мальтус, тем не менее он принимал господствующее в эко-
номической литературе положение, что заработная плата рабочих стремится к
прожиточному минимуму. Причину такого положения Сисмонди видит в специфических
капиталистических отношениях, в стремлении капиталистов «выжать» как можно больше
прибыли из своих рабочих. Возможность же сведения заработной платы к минимуму у
1
Суть «Хлебных законов» заключалась в том, что хотя ввоз заграничного хлеба не был формально запрещен, но
закон устанавливал столь высокие ввозные пошлины, что они по существу блокировали импорт зерна.
2
Цит. по М. Блаугу «Экономическая мысль в ретроспективе». М., 1993, стр. 159.
3
И. Смит, и Рикардо считали, что ключевой проблемой рынка является накопление, обеспечивающее рост богатства
нации, тогда как со стороны спроса и реализации никаких серьезных трудностей не существует.
4
Цит. по «Антологии экономической классики». Т. 1. М., 1993. стр. 146.
                                                         39
Этот взгляд получил в дальнейшем название «доктрины недопотребления».
Следовательно, (по Мальтусу), для обеспечения воспроизводства необходим определенный
объем расходов из прибыли и ренты на предметы роскоши и услуги непроизводительного
характера, что может каким-то образом смягчить проблему перепроизводства. Это
дополнительное непроизводительное потребление могут обеспечить лишь классы, не
принадлежащие к капиталистам и рабочим, в первую очередь земельные собственники. Не
стоит удивляться, что рекомендации Мальтуса в области экономической политики
сводились к снижению нормы накопления и поощрению непроизводительного потребления
со стороны лендлордов. И его защита высоких импортных пошлин на хлеб (в полемике о
«Хлебных законах»1), которые обеспечивали бы высокую земельную ренту, вполне
гармонирует с основными заключениями его теории. Для уменьшения же накопления капи-
тала Мальтус предлагал увеличить налогообложение. Обсуждая проблемы организации
общественных работ как временной меры уменьшения безработицы, Мальтус пишет, что
«тенденция к уменьшению объема производительного капитала не может являться
возражением против общественных работ, требующих привлечения значительных сумм за
счет налогов, так как в определенной степени это именно то, что нужно»2.
       При    всей    некорректности   посылок    теории    перепроизводства   Мальтуса
(неограниченности роста населения и закона убывающего плодородия почвы) его заслуга
состоит в том, что он остро поставил вопрос о проблемах реализации созданного продукта,
вопрос, который остался за пределами внимания как А. Смита, так и Д. Рикардо3.
                       § 3. Экономические взгляды С. Сисмонди
      Работы швейцарского экономиста и историка С. Сисмонди (1773—1842) сыграли
заметную роль в истории экономической мысли хотя бы потому, что он первым подверг
научной критике экономическую систему капитализма, выступил противником некоторых
идей, высказанных представителями классической политической экономии. В отличие от
последних, в политической экономии он видел не науку о богатстве и способах его
увеличения, а науку о совершенствовании социального механизма в интересах
человеческого счастья. Сисмонди считал политэкономию нравственной наукой, которая
имеет дело с человеческой природой, а не с экономическими отношениями; она приведет к
цели лишь тогда, когда приняты во внимание чувства, потребности и страсти людей.
Безусловно, на такую трактовку предмета политической экономии оказала влияние работа
Смита «Теория нравственных чувств». Увеличение производства благ, по Сисмонди, не
самоцель, и само не является показателем богатства, если в процессе его распределения
большинство получает жалкие крохи. И здесь также видно влияние А. Смита, который
пишет, что «ни одно общество, без сомнения, не может процветать и быть счастливым, если
значительнейшая часть его членов бедна и несчастна»4. Таким образом, у Сисмонди мы
видим развитие нравственных аспектов экономической науки, начало которому положил А.
Смит.
      Но не только в этом проявляется единство взглядов Сисмонди и Смита. Сисмонди —
сторонник трудовой теории стоимости, согласно которой стоимость товара определяется за-
тратами труда на его производство. Совершенно естественно, что он считает прибыль
доходом капиталиста, представляющим собой вычет из продукта труда рабочего. Сисмонди
прямо говорит об ограблении рабочего при капитализме, подчеркивая эксплуататорскую
природу прибыли и считая, что заработная плата должна быть равна всей стоимости
продукта труда рабочего. Но почему рабочий получает лишь малую часть стоимости со-
зданного им продукта? Сисмонди не искал регуляторов заработной платы в «естественных»
законах природы, как Рикардо и Мальтус, тем не менее он принимал господствующее в эко-
номической литературе положение, что заработная плата рабочих стремится к
прожиточному минимуму. Причину такого положения Сисмонди видит в специфических
капиталистических отношениях, в стремлении капиталистов «выжать» как можно больше
прибыли из своих рабочих. Возможность же сведения заработной платы к минимуму у

        1
           Суть «Хлебных законов» заключалась в том, что хотя ввоз заграничного хлеба не был формально запрещен, но
закон устанавливал столь высокие ввозные пошлины, что они по существу блокировали импорт зерна.
         2
           Цит. по М. Блаугу «Экономическая мысль в ретроспективе». М., 1993, стр. 159.
         3
           И. Смит, и Рикардо считали, что ключевой проблемой рынка является накопление, обеспечивающее рост богатства
нации, тогда как со стороны спроса и реализации никаких серьезных трудностей не существует.
         4
           Цит. по «Антологии экономической классики». Т. 1. М., 1993. стр. 146.