История экономических учений. Биндер А.И. - 70 стр.

UptoLike

Составители: 

72
меньшего по размеру состояния испытывает зависть к более крупному капиталисту и
стремится догнать его; при достижении желаемого уровня появляется стремление перегнать
других и т.д. Что касается престижного потребления, то оно, по мнению Веблена, ведет к
неправильному применению производительной энергии и, в конечном счете, к потере
реального дохода для общества. Не случайно мишенью вебленовской критики в его самой
известной работе «Теория праздного класса» (1899) является искусственная психология и
ложная идея целесообразности. Веблен не может признать и тезиса, который неявно
присутствует в классической политической экономии с ее господством рационального
поведения человека, об оправданности любого спроса. Классики «забывают», считает
Веблен, что спрос есть проявление экономической системы и в качестве таковой является и
результатом и причиной экономических действий. Все пороки экономической системы
заключаются в характере спроса (проституция, детский труд, коррупция). Следовательно,
этика не может не являться составной частью экономической теории.
Как вызов классической политической экономии можно рассматривать мысли
Веблена по поводу движущих мотивов человеческого поведения. Не максимизация выгоды,
а инстинкт мастерства (изначально заложенное в человеке стремление к творчеству),
инстинкт праздного любопытства (продолжение инстинкта игры как формы познания мира) и
родительское чувство (забота о ближнем) формируют облик экономики в целом. Очевидно
неприятие положения классической школы, что человек стремится к получению
максимальной выгоды для себя, подчиняя свои действия «арифметике пользы». Веблен
считает, что человек не машина для исчисления ощущений наслаждения и страдания и его
поведение не может сводиться к экономическим моделям, основанных на принципах
утилитаризма и гедонизма
1
. Веблен, а вслед за ним и другие представители
институционализма считали, что теория, дающая удовлетворительную трактовку
экономического поведения человека, должна включать и внеэкономические факторы,
объяснять поведение в его социальном аспекте. Отсюда вытекало важное для
институционалистов требование применять к экономической теории данные социальной
психологии. Надо сказать, что Веблена с полным правом можно отнести к основателям
такой науки, как экономическая социология.
Интересен и взгляд Веблена на главное противоречие капитализма, которое он
рассматривал как противоречие между «бизнесом» и «индустрией». Под индустрией Веблен
понимал сферу материального производства, основанную на машинной технике, под
бизнесомсферу обращения (биржевых спекуляций, торговли, кредита). Индустрия,
согласно взглядам Веблена, представлена функционирующими предпринимателями,
менеджерами и другим инженерно-техническим персоналом, рабочими. Все они
заинтересованы в развитии и совершенствовании производства и потому являются
носителями прогресса. Представители же бизнеса ориентированы исключительно на
прибыль и производство как таковое их не волнует.
В теории Веблена, капитализм (в его терминологии — «денежное хозяйство»)
проходит две ступени развития: стадию господства предпринимателя, в течение которой
власть и собственность принадлежат предпринимателю, и стадию господства финансиста,
который не принимает непосредственного участия в производстве. Господство последних
основано на абсентеисткой собственности
2
, представленной акциями, облигациями и
другими ценными бумагами (фиктивным капиталом), которые приносят огромные
спекулятивные доходы. В итоге непомерно расширяется рынок ценных бумаг, и рост
размеров «абсентеисткой собственности», которая является основой существования
«праздного класса» (финансовой олигархии), во много раз превосходит увеличение
стоимости материальных активов корпораций. В результате противоречие между
«бизнесом» и «индустрией» обостряется, так как финансовая олигархия получает все
большую часть своих доходов за счет операций с фиктивным капиталом, а не за счет роста
производства, повышения его эффективности. Веблен постоянно подчеркивал, что развитие
индустрии подводит к необходимости преобразований и предсказывал установление в
будущем власти технической интеллигенции — «технократии» (лиц, идущих к власти на
основании глубокого знания современной техники). В трактовке Веблена основной целью
1
См. взгляды И. Бентама.
2
«Абсентеисткая» — отсутствующая, неосязаемая.
                                                          72
меньшего по размеру состояния испытывает зависть к более крупному капиталисту и
стремится догнать его; при достижении желаемого уровня появляется стремление перегнать
других и т.д. Что касается престижного потребления, то оно, по мнению Веблена, ведет к
неправильному применению производительной энергии и, в конечном счете, к потере
реального дохода для общества. Не случайно мишенью вебленовской критики в его самой
известной работе «Теория праздного класса» (1899) является искусственная психология и
ложная идея целесообразности. Веблен не может признать и тезиса, который неявно
присутствует в классической политической экономии с ее господством рационального
поведения человека, об оправданности любого спроса. Классики «забывают», считает
Веблен, что спрос есть проявление экономической системы и в качестве таковой является и
результатом и причиной экономических действий. Все пороки экономической системы
заключаются в характере спроса (проституция, детский труд, коррупция). Следовательно,
этика не может не являться составной частью экономической теории.
       Как вызов классической политической экономии можно рассматривать мысли
Веблена по поводу движущих мотивов человеческого поведения. Не максимизация выгоды,
а инстинкт мастерства (изначально заложенное в человеке стремление к творчеству),
инстинкт праздного любопытства (продолжение инстинкта игры как формы познания мира) и
родительское чувство (забота о ближнем) формируют облик экономики в целом. Очевидно
неприятие положения классической школы, что человек стремится к получению
максимальной выгоды для себя, подчиняя свои действия «арифметике пользы». Веблен
считает, что человек не машина для исчисления ощущений наслаждения и страдания и его
поведение не может сводиться к экономическим моделям, основанных на принципах
утилитаризма и гедонизма1. Веблен, а вслед за ним и другие представители
институционализма считали, что теория, дающая удовлетворительную трактовку
экономического поведения человека, должна включать и внеэкономические факторы,
объяснять поведение в его социальном аспекте. Отсюда вытекало важное для
институционалистов требование применять к экономической теории данные социальной
психологии. Надо сказать, что Веблена с полным правом можно отнести к основателям
такой науки, как экономическая социология.
       Интересен и взгляд Веблена на главное противоречие капитализма, которое он
рассматривал как противоречие между «бизнесом» и «индустрией». Под индустрией Веблен
понимал сферу материального производства, основанную на машинной технике, под
бизнесом — сферу обращения (биржевых спекуляций, торговли, кредита). Индустрия,
согласно взглядам Веблена, представлена функционирующими предпринимателями,
менеджерами и другим инженерно-техническим персоналом, рабочими. Все они
заинтересованы в развитии и совершенствовании производства и потому являются
носителями прогресса. Представители же бизнеса ориентированы исключительно на
прибыль и производство как таковое их не волнует.
       В теории Веблена, капитализм (в его терминологии — «денежное хозяйство»)
проходит две ступени развития: стадию господства предпринимателя, в течение которой
власть и собственность принадлежат предпринимателю, и стадию господства финансиста,
который не принимает непосредственного участия в производстве. Господство последних
основано на абсентеисткой собственности2, представленной акциями, облигациями и
другими ценными бумагами (фиктивным капиталом), которые приносят огромные
спекулятивные доходы. В итоге непомерно расширяется рынок ценных бумаг, и рост
размеров «абсентеисткой собственности», которая является основой существования
«праздного класса» (финансовой олигархии), во много раз превосходит увеличение
стоимости материальных активов корпораций. В результате противоречие между
«бизнесом» и «индустрией» обостряется, так как финансовая олигархия получает все
большую часть своих доходов за счет операций с фиктивным капиталом, а не за счет роста
производства, повышения его эффективности. Веблен постоянно подчеркивал, что развитие
индустрии подводит к необходимости преобразований и предсказывал установление в
будущем власти технической интеллигенции — «технократии» (лиц, идущих к власти на
основании глубокого знания современной техники). В трактовке Веблена основной целью

      1
          См. взгляды И. Бентама.
      2
          «Абсентеисткая» — отсутствующая, неосязаемая.