История экономических учений. Биндер А.И. - 91 стр.

UptoLike

Составители: 

93
рыночном хозяйстве, их историческую эволюцию, проблемы инфляции и золотого
стандарта, проблему сбережений и инвестиций, процента, исследует проблему
соотношения заработной платы и налогов. Однако в данной теме нас интересует Mизес в
первую очередь в качестве яркого представителя неолиберального направления, защитника
идеи экономической свободы.
Анализируя нерыночные системы хозяйствования, по которыми в первую очередь он
подразумевает социалистическую систему, Мизес подтверждает свой вывод о «логической и
практической невозможности социализма», отказывая ей в рациональной организации
хозяйства. По его мнению, установление социалистического строя означает ликвидацию
рациональной экономики. Эту точку зрения он защищает в одной из его наиболее известных
работ, которая так и называется «Социализм» (1936 г.). Критике Мизеса подверглось в
первую очередь центральное звено экономической системы социализмаплакирование.
Как известно, от представителей утопического социализма до Маркса, одно из основных
обвинений капиталистической системы заключалось в том, что анархия производства, при
которой производитель только на рынке узнает о необходимости своей продукции, приводит
к бессмысленной трате ресурсов общества. И планирование, по их мнению
1
, исключая
анархию производства, предотвратит растрату производительных сил общества.
Безусловно, популярность «идеи планирования» связана с понятным стремлением решать
общие проблемы по возможности рационально, чтобы удавалось предвидеть последствия
осуществляемых действий. Однако Мизес категорически выступил против этого тезиса,
поскольку, по его мнению, именно при социализме, где отсутствует механизм конкурентных
торгов за ресурсы и где покупатель не должен оплатить ценность наилучшей альтернативы
их использования, ресурсы будут использоваться неэффективно и бездумно. Плановое ре-
гулирование экономики исключает возможность рыночных принципов ценообразования, без
чего невозможно измерить вклад различных факторов производства в ценность
потребительских благ. В свою очередь, это делает невозможным эффективное
использование ресурсов. При социализме господствует система произвольных оценок, что
дало основание Мизесу назвать социализм «системой запланированного хаоса».
Мизес обращал внимание и на то, что усиление роли государства неизбежно
приведет к усилению роли бюрократии. Помимо традиционных негативных последствий
бюрократизации (коррумпированности, снижении эффективности общественного произ-
водства), Мизес выделяет такое явление как появление определенного типа человека, для
которого «следование привычному и устаревшемуглавная из всех добродетелей», и
«удушение» новаторов, которые только и являются носителями экономического прогресса.
В этом вопросе его взгляды близки к взглядам Й. Шумпетера.
Мизес неоднократно подчеркивал в своих работах, что именно свободный рынок
соответствует демократическим принципам. Он пишет, что только в условиях свободного
рынка потребитель является центром экономической системы, «голосуя» своим денежным
доходом за тот или иной товар, тем самым определяя структуру общественного
производства и только в условиях свободного рынка экономические субъекты максимизиру-
ют свое благосостояние, имея свободу выбора альтернативных возможностей. Свобода
выбора означает уважение вкусовых предпочтений человека и в более широком смысле
свидетельствует об уважении к человеческой личности. С другой стороны, рыночная
система предполагает и высокие темпы экономического роста, обеспечивая такой уровень
благосостояния, о котором раньше не могли и мечтать. В связи с этим Мизеса не может не
волновать вопрос о причинах роста неприятия данной социально- экономической системы
среди различных слоев населения. Причину этого, как и Шумпетер, Мизес видит в
неудовлетворенном честолюбии. Он отмечает, что в обществе, основанном на кастах и
сословиях, было принято приписывать неудачливость обстоятельствам, находящимся вне
контроля человека (Бог, судьба). В условиях же рыночного хозяйства, положение человека
определяют в значительной степени не традиционный статус, а собственные усилия. И по
особенно важно, не только для тех, кто эту собственность имеет, но и для тех, у кого ее нет. Поскольку пока контроль над
собственностью распределен между множеством независимых друг от друга людей, никто не имеет на» нами абсолютной
власти. В обществе же, где все планируется сверху, благосостояние каждого будет зависеть не от его умения или везения, а от
решения высшего органа. Именно он будет осуществлять всю полноту власти.
1
Идeoлoroм системы централизованного планирования выступил представитель французского утопического
социализма Сен-Счмон (1760—1825).
                                                           93
рыночном хозяйстве, их историческую эволюцию, проблемы инфляции и золотого
стандарта, проблему сбережений и инвестиций, процента, исследует проблему
соотношения заработной платы и налогов. Однако в данной теме нас интересует Mизес в
первую очередь в качестве яркого представителя неолиберального направления, защитника
идеи экономической свободы.
       Анализируя нерыночные системы хозяйствования, по которыми в первую очередь он
подразумевает социалистическую систему, Мизес подтверждает свой вывод о «логической и
практической невозможности социализма», отказывая ей в рациональной организации
хозяйства. По его мнению, установление социалистического строя означает ликвидацию
рациональной экономики. Эту точку зрения он защищает в одной из его наиболее известных
работ, которая так и называется «Социализм» (1936 г.). Критике Мизеса подверглось в
первую очередь центральное звено экономической системы социализма — плакирование.
Как известно, от представителей утопического социализма до Маркса, одно из основных
обвинений капиталистической системы заключалось в том, что анархия производства, при
которой производитель только на рынке узнает о необходимости своей продукции, приводит
к бессмысленной трате ресурсов общества. И планирование, по их мнению1, исключая
анархию производства, предотвратит растрату производительных сил общества.
Безусловно, популярность «идеи планирования» связана с понятным стремлением решать
общие проблемы по возможности рационально, чтобы удавалось предвидеть последствия
осуществляемых действий. Однако Мизес категорически выступил против этого тезиса,
поскольку, по его мнению, именно при социализме, где отсутствует механизм конкурентных
торгов за ресурсы и где покупатель не должен оплатить ценность наилучшей альтернативы
их использования, ресурсы будут использоваться неэффективно и бездумно. Плановое ре-
гулирование экономики исключает возможность рыночных принципов ценообразования, без
чего невозможно измерить вклад различных факторов производства в ценность
потребительских благ. В свою очередь, это делает невозможным эффективное
использование ресурсов. При социализме господствует система произвольных оценок, что
дало основание Мизесу назвать социализм «системой запланированного хаоса».
       Мизес обращал внимание и на то, что усиление роли государства неизбежно
приведет к усилению роли бюрократии. Помимо традиционных негативных последствий
бюрократизации (коррумпированности, снижении эффективности общественного произ-
водства), Мизес выделяет такое явление как появление определенного типа человека, для
которого «следование привычному и устаревшему—главная из всех добродетелей», и
«удушение» новаторов, которые только и являются носителями экономического прогресса.
В этом вопросе его взгляды близки к взглядам Й. Шумпетера.
       Мизес неоднократно подчеркивал в своих работах, что именно свободный рынок
соответствует демократическим принципам. Он пишет, что только в условиях свободного
рынка потребитель является центром экономической системы, «голосуя» своим денежным
доходом за тот или иной товар, тем самым определяя структуру общественного
производства и только в условиях свободного рынка экономические субъекты максимизиру-
ют свое благосостояние, имея свободу выбора альтернативных возможностей. Свобода
выбора означает уважение вкусовых предпочтений человека и в более широком смысле
свидетельствует об уважении к человеческой личности. С другой стороны, рыночная
система предполагает и высокие темпы экономического роста, обеспечивая такой уровень
благосостояния, о котором раньше не могли и мечтать. В связи с этим Мизеса не может не
волновать вопрос о причинах роста неприятия данной социально- экономической системы
среди различных слоев населения. Причину этого, как и Шумпетер, Мизес видит в
неудовлетворенном честолюбии. Он отмечает, что в обществе, основанном на кастах и
сословиях, было принято приписывать неудачливость обстоятельствам, находящимся вне
контроля человека (Бог, судьба). В условиях же рыночного хозяйства, положение человека
определяют в значительной степени не традиционный статус, а собственные усилия. И по


особенно важно, не только для тех, кто эту собственность имеет, но и для тех, у кого ее нет. Поскольку пока контроль над
собственностью распределен между множеством независимых друг от друга людей, никто не имеет на» нами абсолютной
власти. В обществе же, где все планируется сверху, благосостояние каждого будет зависеть не от его умения или везения, а от
решения высшего органа. Именно он будет осуществлять всю полноту власти.
         1
           Идeoлoroм системы централизованного планирования выступил представитель французского утопического
социализма — Сен-Счмон (1760—1825).