Составители:
Рубрика:
16
Таким образом, жанр – это и есть тип текста, целостное речевое про-
изведение, а типы речи – это структурные элементы композиции текста.
Каждый речевой жанр включает в себя определенные типы речи и опреде-
ленные их комбинации.
Рассмотрим в качестве примера один из распространенных жанров
публицистического стиля речи – очерк. В энциклопедическом словаре да-
ется такое определение этого жанра: «Публицистический, в том числе до-
кументальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления
общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкова-
ния их автором».
Очерк как публицистический жанр определяют две целеустановки –
информировать и аргументировать. Если рассмотреть очерк путевой, то
речевое намерение –проявляется следующим образом: информировать
о
природе, быте людей, аргументировать выбор предмета наблюдения.
Композицию путевого очерка как жанра составляют два типа речи:
описание и рассуждение. В зарисовках природы или быта людей проявля-
ется информирующая цель, в размышлении о красоте природы, жизни ин-
тересных людей, их быте – аргументирующая. Таким образом, для очерка
типично описание с элементами
рассуждения. Эти способы изложения пе-
рекрещиваются, дополняя друг друга, гармонично сочетаются. Пример:
«Посмотрел господь: неласковая вышла земля <…> как бы не стала
она на создателя обижаться! И, чтоб не держала обиды, взял и вымахнул
ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой
мерил, чему сколько быть
от него. Упала мера и превратилась в Байкал».
Не помню, когда и от кого слышал я эту бесхитростную и гордую ле-
генду о сотворении Байкала. А может, не от кого другого, а от себя же и
слышал, как наговорилось мне в одно из беспамятных созерцаний этого
чуда, но всякий раз, когда
подхожу я к Байкалу, снова и снова звучит во
мне: “Упала Господня мера щедрот его на землю и превратилась в Бай-
кал”.
Произошло это, как считают ученые, примерно двадцать миллионов
лет назад, слишком задолго до появления здесь и где бы то ни было перво-
го человека.
<…>Для нашего утешения можно
предполагать, что до человека Бай-
кала в совершенных его формах не было. Он лишь подготовлялся, посте-
пенно образуясь, наполняясь и оживляясь, окрываясь и окрашаясь берега-
ми. Его образование не прекратилось и поныне. Он то и дело ворочается,
устраиваясь поудобней, иногда, как это было в самом начале 1862 года или
в 1959 году
во время сильнейших землетрясений, довольно опасно для че-
ловека; он растет: на два сантиметра в год, как в Мировом океане, расхо-
дятся его берега; подозревают, что, не довольствуясь судьбой, он в океаны
метит”
(В. Распутин).
16 Таким образом, жанр – это и есть тип текста, целостное речевое про- изведение, а типы речи – это структурные элементы композиции текста. Каждый речевой жанр включает в себя определенные типы речи и опреде- ленные их комбинации. Рассмотрим в качестве примера один из распространенных жанров публицистического стиля речи – очерк. В энциклопедическом словаре да- ется такое определение этого жанра: «Публицистический, в том числе до- кументальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкова- ния их автором». Очерк как публицистический жанр определяют две целеустановки – информировать и аргументировать. Если рассмотреть очерк путевой, то речевое намерение –проявляется следующим образом: информировать о природе, быте людей, аргументировать выбор предмета наблюдения. Композицию путевого очерка как жанра составляют два типа речи: описание и рассуждение. В зарисовках природы или быта людей проявля- ется информирующая цель, в размышлении о красоте природы, жизни ин- тересных людей, их быте – аргументирующая. Таким образом, для очерка типично описание с элементами рассуждения. Эти способы изложения пе- рекрещиваются, дополняя друг друга, гармонично сочетаются. Пример: «Посмотрел господь: неласковая вышла земля <…> как бы не стала она на создателя обижаться! И, чтоб не держала обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него. Упала мера и превратилась в Байкал». Не помню, когда и от кого слышал я эту бесхитростную и гордую ле- генду о сотворении Байкала. А может, не от кого другого, а от себя же и слышал, как наговорилось мне в одно из беспамятных созерцаний этого чуда, но всякий раз, когда подхожу я к Байкалу, снова и снова звучит во мне: “Упала Господня мера щедрот его на землю и превратилась в Бай- кал”. Произошло это, как считают ученые, примерно двадцать миллионов лет назад, слишком задолго до появления здесь и где бы то ни было перво- го человека. <…>Для нашего утешения можно предполагать, что до человека Бай- кала в совершенных его формах не было. Он лишь подготовлялся, посте- пенно образуясь, наполняясь и оживляясь, окрываясь и окрашаясь берега- ми. Его образование не прекратилось и поныне. Он то и дело ворочается, устраиваясь поудобней, иногда, как это было в самом начале 1862 года или в 1959 году во время сильнейших землетрясений, довольно опасно для че- ловека; он растет: на два сантиметра в год, как в Мировом океане, расхо- дятся его берега; подозревают, что, не довольствуясь судьбой, он в океаны метит” (В. Распутин).
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »