Составители:
Рубрика:
14
ста тождественны, тем больше слабо выраженной является личность ав-
тора. Самобытность субъекта языкового поведения проявляет себя в за-
мысле и решении создать то или иное произведение. Само же создание с
необходимостью подчиняется литературной форме (письмо, мемуары,
роман, диалог и т. д.), которую человек избирает. Интересно, что в дан-
ном случае только неопределенности в тексте помогают исследова телю
судить об ав торской самобытности и индивидуальности.
Универсальная герменевтика Ф. Шлейермахера оказала проду ктив-
ное воздействие прежде всего на Вильгельма Дильтея (1833–1911), ко-
торый на ее основе попыт ался найти теоретические основания для наук
о духе, поскольку только на основе переживания и понимания возмож-
но познание истории культуры и человека.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА
ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ
Предварительно стоит отметить, что на концепцию В. Дильтея ока -
зала влияние не только философия Ф. Шлейермахера, но и некоторые
идеи критической философии И. Канта, фило софия Г. В. Ф. Гегеля,
натурфилософские изыскания Гете (последнего Дильтей называл своим
первым учителем). Но именно герменевтика выступает для него тем
методологическим рычагом, с помощью которого он строит свое пони-
мание наук о духе и исторического сознания.
Разграничение наук о духе и естественных наук было под готовлено
в европейской философии задолго до Дильтея, он лишь усиливает гер-
меневтический настрой первых, стремясь осуществить критику исто-
рического разума (по аналогии критики теоретического разума, проде-
ланной Кантом ). Дильтей определяет герменевтику как специфическую
науку, как такую область научного познания, в которой отдельной лич-
ности раскрывается ее жизненный мир, смысл и цель жизни. Значение
герменевтики в данном аспекте обусловлено о собым характером такого
объекта, как жизнь индивида в качестве психофизического целого. В
индивиде можно обнаружить все те элементы, из которых состоят как
общество, так и история.
Таким образом, герменевтика, исповедуя принцип подходить к жиз-
ни «как она есть сама по себе», опирается на индивидуальное созна-
ние, на способность человека переживать психологические связи и по-
нимать их в другом. Главное состоит в том, чтобы найти адекватное
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »