Философская герменевтика: история и современность. Богданов Е.В. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

15
переживание через сопереживание и сопонимание, из которых и слага-
ется как знание истории, так и знание современного социального и куль-
турного бытия. Дильтей , выдвинув тезис о том, что естественно-науч -
ный разум основан на необходимости совершать процедуру объяснения
своего объекта, видит основно е преимущество разума исторического
в необходимости понимания, поскольку его предметом выступает не
чувственная вещь, не эмпирическая реальность, но «внутренняя дей-
ствительность, а это и есть внутренне переживаемая связь». В данном
случае понятие «понимание» отлично от понятия «познание»: понима-
ние всецело обусловлено индивидуальной способностью человека к ис-
толкованию, которое всегда связано с актом сопереживания. Но под-
няться от субъективного переживания до объективного понимания
человек способен только при помощи системы знаков, посредством ко-
торых чувственно данно е извне переводится во внутренний план лич-
ности.
Иными словами говоря, В. Дильтей под пониманием, которое нахо-
дит сво е завершение и объективность в истолковании, подразумевает
такой процесс, в котором с помощью знаков познается психическое.
Понимание тем объективнее, чем глубже интерес к его предмету, чем
«напряженнее внимание к нему».
Герменевтическая функция философии Дильтея подчеркивает значе-
ние языка как той области, где история находит свое исчерпывающее
выражение (особенный интерес философ испытывает к языку поэзии,
так как именно поэты – «большие мастера истолкования»). Можно, в
данной связи, отметить, что герменевтика у Дильтеяэто мост от фи-
лософии к искусству, на котором происходит их встреча, взаимопереп-
летение мировоззренческих и методологических функций.
Несмотря на различия между «понимающими» науками и науками
«объясняющими», в дильтеевской исторической герменевтике понима-
ние есть методологиче ское ядро «новой гнос е ологии». Иначе говоря,
философ превращает категорию понимания в ключевую для теории по-
знания, так как именно понимание определяет как познавательные воз-
можно сти индивида, так и границы исторического разума наук о духе.
При этом Дильтей наст аивает на тождестве т аких терминов, как «пони-
мание», «интерпретация» и «истолкование».
Одной из основных задач современной ему философии Дильтей счи-
тал задачу разработки проблем логического обоснования герменевтики.
Для этого необходимо, с его точки зрения, наполнить категории науки