Философская герменевтика: история и современность. Богданов Е.В. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
следственными связями, тог да как, по убеждению фило софа, психичес-
кие проце ссы детерминированы теологически. «Современная психоло-
гияэто учение о душе без души»: то, что переживается душой, «ни-
когда не может стать ясным для разума».
Дильтей допускает в псих ологии логико-пар тийный анализ, но лишь в
качестве сопутствующег о, а не конституирующего момента. Во внутрен-
нем опыте, согласно Дильтею, мно жество жизненных факторов слив аю тся
в нерас членимое е динств о , которо му нет аналогии в природной реальнос-
ти. Внутренний опыт, поэто му, схва тыв ается только в переживании, при-
мерами которых могут служить литература, поэзия, худож ественное твор-
чество, и исследователь должен обладать герменевтическим искусством
интуиции, чтобы проникнуть в мир внутреннего опыта творца.
В общей структуре душевной жизни Дильтей выделяет три сферы:
интеллект, побуждения и чувства, волевые действия. В описательной
психологии разум рождается из жизненного чувства и подчиняется во-
левым действиям. Воля в герменевтическом описании является решаю-
щей движущей силой исторического развития. Чувства, желания, воля
побуждают ист орию к движению, придают жизни целесообразность. Для
Дильтея, целесообразностьэто атрибут жизни, устремленной ко всей
полноте своих проявлений. Философ подчеркивает особо, что целесо-
образность носит субъективный и имманентный характер: субъектив-
ный, так как она дана нам во внутреннем опыте и переживается, и
имманентный, так как она не основана ни на каком лежащем вне ее
принципе или идее. По этой причине истолкование жизненных явле-
ний тоже носит теологический характер и, помимо этого, понимание
всегда несет на себе ценностную окраску. Понимание должно ориенти-
роваться на те ценности, которые вписывают индивида в его жизнен-
ную структуру, в те социально-исторические отношения, за пределы
которых невозможно выйти. Основополагающей ценностью для чело-
века является «полнота жизни», богатство той действительности, кото-
рая его окружает, которую он чувствует и переживает.
Описательная психология Дильтея имеет и непосредственное отно-
шение к критике исторического разума, где она выступает как важное
средство герменевтического опис ания. Поток историче ского развития
это «история жизни души», развитие душевной структуры на основе
отношений целесообразно сти и ценно сти. Критика исторического ра-
зума у Дильтея была призвана рассеять «туман объективных истори-
ческих законов» с помощью герменевтики и описательной психологии,