Составители:
Рубрика:
19
ния (например, объекта и субъекта). Сознание – есть поле значений и
смыслов, и именно это дает перспективу для интерпретаций, хотя для
Гусс ерля интерпретация все-таки остается вторичным актом в сравне-
нии с философской рефлексией, поскольку в истолковании своих смыс-
лов сознание нуждается не в текстах и языке, а в обращении на самое
себя. Тем не менее, определенная радикализация этих идей учеником
Гуссерля Мартином Хайдеггером существенно расширила горизонт гер-
меневтического вопрошания. Для Хайдеггера основным становится воп-
рос не об условиях мыслимости сущего, но об условиях его бытия и
смысле бытия. В данном случае единственным существом, способным
спрашивать о смысле, выступает человек, а потому герменевтика транс-
формируется в онтологическое исследование бытия человека в мире.
Фундаментальная онтология Хайдеггера, рассматриваемая в аспекте гер-
меневтики, призвана выявить онтологические параметры бытия в мире,
т. е. прояснить те условия, при которых человеческое существование
может быть тем, что оно есть. Человечес кое бытие изначально герме-
невтично, и понимающее истолкование – есть основной модус, каким
человек осуществляет себя в мире. Теперь для ге рменевтики основопо-
лагающим ст ановит ся не проблема того, как субъект и благодаря чему
может что-либо понять, а того, как устроено то сущее, бытие которого
и заключается в понимании.
Подход М. Хайдеггера имел для герменевтики важнейшие по след-
ствия, так как в нем герменевтика из методологии понимания превра-
щалась в онтологию, самопрозрачности сознания была противопостав-
лена непрозрачность понимания и языка и, что немаловажно,
человеческое бытие в мире рассматривало сь как уже определенным об-
разом проинтерпретированное, а не «чистый объект» для познаватель-
ных актов.
Идеи Хайдеггера были привнесены в герменевтику его учеником
Х.-Г. Гадамером (1900–2000), и во многом благодаря этому сегодня он
оценивается как основоположник фило софской герменевтики. Для Га-
дамера герменевтика – это не столько теория и методология, сколько
конкретная практика, реализующаяся как осмысление некоего текста,
не имеющая вне этой деятельности смысла и ценности. Герменевтика
представляет собой в общем и целом именно философию понимания и
в некотором смысле выходит за пределы текстовой работы. Гадамер от-
рицает дильтеев ское разделение наук понимающих и объясняющих, по-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- …
- следующая ›
- последняя »