Философская герменевтика: история и современность. Богданов Е.В. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

21
фией: предрассудки, от которых философия и наука т радиционно ст ре-
мились очистить сознание, наделяются Гадамером позитивным значе-
нием, поскольку человексущество, у которого есть традиции и его
существование принципиально исторично: в как ой ситуации истори-
чески человек себя «застает в мире», в какой традициитаково его
понимание. Человек не способен встать на точку зрения некоего внеис-
торического, трансцендентального субъекта и беспристрастно взирать
с этой точки зрения на мир.
Таким образом, укорененность человека в традиции, причастность
ее к историческому бытиюесть онтологическое условие понимания,
аутентичным же способом понимания является язык. Гадамер, в проти-
вовес идеям классической текстовой герменевтики, от рицает нетожде-
ственность т аких герменевтиче ских процедур, как истолкование и при-
менение, и утверждает их единство: не бывает непонимающего
истолкования и неистолковывающего понимания, и, кроме того, пони-
мание невозможно без применения, т. е. соотнесения себя с культур-
ным и мыслительным опытом современности. В данной связи «пред-
рассудки» исследователя способствуют пониманию, а не препят ствуют
ему, позволяя максимально зао стрить инаковость текста по отношению
к интерпретатору, способствуя исторической трансляции опыта из по-
коления в поколение, обеспечивая преемственность истории. Иначе го-
воря, истолкование не содержит в себе задачи уяснения авторского за-
мысла как исключительной задачи, но требует создавать смысл каждый
раз заново, превращая понимание не просто в методику, а в событие
жизни для того, кто «встретился с текстом».
Внимание Гадамера к традиции и истории не означало, что герме-
невтик «совершает крен» в сторону культурологического знания. Сам
философ полагал, что диалог с традициейсамостоятельный источник
фило софии . В умении вести такой диалог Гадамер видел ценность фи-
лософии Хайдеггера.
В 70-е гг. широкий резонанс в европейской философии, приведший к
настоящему «герменевтическому буму», вызвала по лемика Ю. Хаберма-
са и К. О. Апеля с Х.-Г. Гадамеро м. И Хабермас, и Апель в некотором
смысле в своих теоретических размышлениях реставрируют отвергаемый
и Хайдеггером, и Гадамером трансцендентализм. Так, например, Карл
Апель ставит философскую герменев тик у на службу философии синте-
за, где герменевтик е отво дится роль средства анализа априорных усло-
вий межчеловеческой коммуникации. Юрген Хабермас, разрабатывая