Философская герменевтика: история и современность. Богданов Е.В. - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

23
Исходя из этого философ утверждает, что нет и не может быть универ-
сальной теории понимания.
Самым фундаментальным для философии понятием Поль Рикер счи-
тает «личность»: личностьэто то место, где рождаются зна чения, ку ль-
турные смыслы. Называя свой метод регрессивно-прогрессивным, Ри-
кер, опираясь также на идеи своего соотечественника Мишеля Фуко,
ставит перед ге рменевтикой задачу проявить «археологию субъекта»,
укорененность личности в бытии. Пределом философской регрессии в
археологиче ские глубины личности (Рикер здесь использует психоана-
лиз, настаивая на его герменевтическом характере) он считает изна-
чальную волю индивида к бытию. Воля к бытию связана с переживани-
ем и осознанием возможности небытия. Прогрессивный же анализ
соотносится с человеческим духом, где источник смысла расположен
не, как в археологии, за субъектом, но перед субъектом. В данном отно-
шении Рикер вступает в сферу религиозной философии, поскольку че-
ловек в своем понимающем бытии устремлен к священному, которое
задает жизни и истории эсхатологическую направленность.
Поскольку восприятие человеком мира, его желания, намерения, по-
буждения «проговариваются», постольку культура имеет языково-сим-
волический характер. Под символом Рикер понимает всякую структуру
значений, в которой один смысл, будучи прямым и буквальным, при
помощи добавочного обозначает другой смыслко с венный и ино ска-
зательный . Символическая функцияэто главная функция языка, и,
хотя язык олицетворяет вторичное понимание мира, все же только с его
помощью можно понять то, что ему предшествует.
Сегодня Поль Рикер, признав свою символическую герменевтику
узкой и недостаточной, перешел в своей философии к анализу ку льтур-
ных текстов, считая истолкование первичным способом включения ин-
дивида в культурный мир, рассматривая человека как деятельное суще-
ство, осуществляющее этой деятельностью связь времен, народов,
культурных смыслов.