Философская герменевтика: история и современность. Богданов Е.В. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
показать, что жизнь невозможно втиснуть ни в какие теоретические
схемы: «в жилах познающего субъекта, сконструированного Локком,
Юмом и Кантом, течет не реальная кровь, а разжиженный флюид разу-
ма как результат чистой мыслительной деятельности» (В. Дильтей).
Разработк а Дильтеем проблем философии истории, описательной пси-
хологии на базе герменевтики высоко оценивалась не только его сто-
ронниками, но и оппонентами. В поздний период сво его творчества
Дильтей, ознакомившись с идеями феноменологической философии
Э. Гуссерля, несколько отошел от абсолютизации своих идей в отноше-
нии исторического познания, но развернутую критику психологизма в
герменевтике осуще ствили уже в XX веке, когда она, благодаря рабо-
там М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера, существенно расширила прост ран-
ство герменевтического интерес а.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ
ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ
Статус философской дисциплины герменев тика, как уже отмечалось,
получает в XX веке, хотя лишь у немногих философов она может квали-
фицироваться в качестве собственно герменев тики (пожалуй, наиболее
ясно этот вопрос может быть определен в отношении исследований не-
мецкого философа Ханса-Георга Гадамера, французского философа Поля
Рикера и ряда других мыслителей). Современная герменевтикаразно-
плановое, богатое и противоречивое направление в истории мышления.
На те изменения, которые происходили в гер меневтике на протяже-
нии целого столетия, повлияли такие новые направления в философии,
как, например, феноменология, о чем уже говорилось, экзистенциализм,
философская антропология, в огромной степени на судьбу герменевтики
повлияла лингвистическая философия Л. Витгенштейна (особенно его
теория языковых игр) и ряд других философских и научных течений . Од-
нако, несмотря на всю пестроту предлагаемых решений тех или иных
проблем, несмотря на дискуссии и полемик у, ведущиеся в философии
сегодня, проблемы, о к оторых говорилось ранее, сохраняют свою акту-
альность и не утратили своей неоспоримой фундаментальности.
На поворот герменевтики от психологизма и некоторого гнос е оло-
гизма повлияли две идеи феноменологии Э. Гуссерля: идея неотдели-
мости предмета сознания от сознания предмета и идея «жизненного
мира», того, что предпослано классическим дихотомиям теории позна-