Составители:
Рубрика:
12
Необходимым условием осуществления герменевтической процеду-
ры у Шлейермахера является своеобразное «уравнивание» позиций ис-
следователя и автора. И с объективной, и с субъективной стороны
исследователь должен встать на позицию автора: сравняться с после-
дним и в знании языка (объективная сторона), и в знании его внутрен-
ней и внешней жизни (сторона субъективная). Исходя из самого сочи-
нения, как отмечал фило соф, вполне в о змож н о ознакомиться со
словарным запасом автора, а также с «его характером и его обстоятель-
ствами». Это требование означает, по сути дела, что важнейшей пред-
посылкой улавливания смысла текста является уст ранение историчес -
кой дистанции между текстом и его исследователем. Следствием такого
подхода можно считать то, что понимание, эмансипированное от исто-
рических особенностей текста, совершается каждый раз заново и инди-
видуально. Более того, понимание речи или текста иногда лучше, чем у
самого автора. Здесь многие последующие теоретики герменевтики ус-
матривали специфический поворот от просветительской философии к
романтизму, от фило софской критики – к филологическому искусству
истолкования.
В своей работе «Компендиумное изложение 1819» Ф. Шлейермахер
формулирует семь правил психологического истолкования, называя их
«техническими». Первое правило говорит о том, что и психологиче с-
кое, и грамматическое истолкования должны обязательно начинаться с
общего обзора, чтобы уяснить единство произведения и основные чер-
ты его построения. Здесь под единством понимает ся тема как принцип,
которым автор руководствуется, а черты построения – своеобразие фор-
мы раскрытия темы. Второе правило заключается в необходимости при-
менения в истолкования герменевтическог о круга, поскольк у любая часть
текста допускает то же самое рассмотрение, что и весь текст в целом.
Третье правило понимания требует как можно более совершенного по-
нимания стиля. В стилистике произведения всегда отражается взаимо-
переход мысли и языка, но в понимании стиля, утверждает Шлейерма-
хер в четвертом правиле, достигается только приблизительно. Пятое
правило определяет в качестве о сновной предпосылки истолкования
уравнение позиций автора и исследователя: необходимо представлять
как общую картину эпохи создания произведения, так и особенности
индивидуальной биографии автора текста. Шестое правило говорит о
необходимости использования в процесс е понимания дивинационного
и сравнительного методов. Дивинация указывает на творческую актив-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »