История и теория культуры. Богородская О.Е - 11 стр.

UptoLike

11
Доминирующие ценности ориентированы здесь как на небо (Бог), так и на землю
(чувственная реальность). К этому типу сверхсистем, по мысли автора, относи-
лась также древнегреческая культура V - IV вв. до н. э.
Начиная приблизительно с ХVI в., в Западной Европе новый принцип окон-
чательно победил идею Бога и на его основе возникла
новая культура, которую
можно назвать чувственной. П. Сорокин подчеркивал, что родилась
"...современная форма нашей культуры - культуры сенсорной, эмпирической,
светской и "соответствующей этому миру"..". Главные характеристики этой куль-
туры - светскость и утилитарность.
Так же как и его предшественники и современники, П. Сорокин считал, что
культура развивается. Кризис, который переживает культура в
ХХ веке, не озна-
чает конца исторического существования. Причину кризиса ученый видел в том,
что ХХ век - поворотный момент в человеческой истории, когда одна форма
культуры и общества (чувственная) исчезает, а другая форма лишь появляется.
Такие периоды всегда сопровождались необычайным взрывом войн, революций,
кровопролитий. Но это не значит, что приходит конец
всей человеческой культу-
ре. П. Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек.
Выделив культурологические концепции "локальных" цивилизаций, психо-
логические концепции, социологическую концепцию П. Сорокина, мы, естест-
венно, не исчерпали всего богатства культурологической мысли, отраженной в
работах философов, историков, социологов, этнографов и т.д.
Можно отметить концепции мировой культуры (
И. Хейзинга, Х. Ортега-и-
Гассет, Г. Гессе); структурно-антропологические концепции, сложившиеся под
воздействием лингвистики, математики, кибернетики (например, теория Леви-
Строса); концепции, связанные с социологией культуры (М. Вебер, А. Моль и
др.) и многие другие, не всегда поддающиеся из-за своего многообразия четкой
классификации.
Не имея возможности охарактеризовать их достаточно подробно
, предлагаем
всем интересующимся обратиться к книгам, которые помогут познакомиться с
этими теориями подробно. Список литературы вы найдете в конце учебного по-
собия.
А теперь обратимся к периодизации истории культуры, которая поможет
привести в систему все многообразие фактов, памятников, имен, составляющих
живую ткань культурологии.
Генезис культуры тесно связан с возникновением человека
и человеческого
общества. Современная наука относит начало этих процессов к весьма отдален-
ным временам (около 3 миллионов лет назад), а завершение формирования чело-
века современного типа, складывание человеческого общества и культуры - к пе-
риоду, отстоящему от нас приблизительно на 40 тысячелетий. Именно с этого
времени наряду с элементами материальной культуры появляются и ростки
куль-
туры духовной.
Доминирующие ценности ориентированы здесь как на небо (Бог), так и на землю
(чувственная реальность). К этому типу сверхсистем, по мысли автора, относи-
лась также древнегреческая культура V - IV вв. до н. э.
      Начиная приблизительно с ХVI в., в Западной Европе новый принцип окон-
чательно победил идею Бога и на его основе возникла новая культура, которую
можно назвать чувственной. П. Сорокин подчеркивал, что родилась
"...современная форма нашей культуры - культуры сенсорной, эмпирической,
светской и "соответствующей этому миру"..". Главные характеристики этой куль-
туры - светскость и утилитарность.
      Так же как и его предшественники и современники, П. Сорокин считал, что
культура развивается. Кризис, который переживает культура в ХХ веке, не озна-
чает конца исторического существования. Причину кризиса ученый видел в том,
что ХХ век - поворотный момент в человеческой истории, когда одна форма
культуры и общества (чувственная) исчезает, а другая форма лишь появляется.
Такие периоды всегда сопровождались необычайным взрывом войн, революций,
кровопролитий. Но это не значит, что приходит конец всей человеческой культу-
ре. П. Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек.
      Выделив культурологические концепции "локальных" цивилизаций, психо-
логические концепции, социологическую концепцию П. Сорокина, мы, естест-
венно, не исчерпали всего богатства культурологической мысли, отраженной в
работах философов, историков, социологов, этнографов и т.д.
      Можно отметить концепции мировой культуры (И. Хейзинга, Х. Ортега-и-
Гассет, Г. Гессе); структурно-антропологические концепции, сложившиеся под
воздействием лингвистики, математики, кибернетики (например, теория Леви-
Строса); концепции, связанные с социологией культуры (М. Вебер, А. Моль и
др.) и многие другие, не всегда поддающиеся из-за своего многообразия четкой
классификации.
      Не имея возможности охарактеризовать их достаточно подробно, предлагаем
всем интересующимся обратиться к книгам, которые помогут познакомиться с
этими теориями подробно. Список литературы вы найдете в конце учебного по-
собия.
      А теперь обратимся к периодизации истории культуры, которая поможет
привести в систему все многообразие фактов, памятников, имен, составляющих
живую ткань культурологии.
      Генезис культуры тесно связан с возникновением человека и человеческого
общества. Современная наука относит начало этих процессов к весьма отдален-
ным временам (около 3 миллионов лет назад), а завершение формирования чело-
века современного типа, складывание человеческого общества и культуры - к пе-
риоду, отстоящему от нас приблизительно на 40 тысячелетий. Именно с этого
времени наряду с элементами материальной культуры появляются и ростки куль-
туры духовной.




                                     11