ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
развили идеи психоанализа. Среди наиболее известных и талантливых - Эрих
Фромм и Густав Юнг.
Эрих Фромм (1900 - 1980) - уроженец Германии, в 1933 году эмигрировал в
США, где окончательно определилась его философско-теоретическая позиция. В
своих трудах Фромм предстает как разносторонний исследователь. Он обращает-
ся к различным культурам, мифологии и религиозным текстам, к восточной ре-
лигии
и мировой философии. Выступая как глубокий психолог, он сумел рас-
крыть истоки человеческих страстей, мотивы человеческого поведения.
Реформаторство Фромма в психоанализе проявилось прежде всего в том, что, в
отличие от Фрейда, философ считал человеческую природу обусловленной,
главным образом, исторически, не преуменьшая при этом роли биологических
факторов. Отойдя от биологизма Фрейда,
он пересматривает символику
бессознательного, смещая акцент на конфликтные ситуации, обусловленные
социокультурными причинами. Посредством интерпретации мифов и
произведений художественной литературы Фромм пытается осмыслить проблему
сущности и существования человека, полагая, что подлинную основу
человеческого бытия составляет любовь, поскольку она, как и сама жизнь, есть
искусство, а в мире нет ничего важнее искусства.
Карл
Густав Юнг (1875 - 1962), швейцарский психолог и психиатр, некото-
рое время сотрудничал с З. Фрейдом, воспринял и развил идеи психоанализа. Ра-
ботая врачом, Юнг выявил типичные образы, являвшиеся его пациентам в снах и
видениях. Эти образы совпадали с символами, проходящими через всю историю
мировой культуры. При этом исследователь пришел к выводу, что
эти символы
не пришли извне к конкретному человеку, а рождены бессознательным, общим
для всех людей. Коллективное бессознательное у Юнга имеет не природный, а
культурный характер и родилось на заре человеческой истории в коллективном
психическом опыте.
В сознании одного человека и в истории человеческого общества - в мифо-
логии, фольклористике Юнг обнаруживает сходное
содержание. Это основа для
идеи архетипов - центральной категории юнговской концепции. Архетип опреде-
лялся самим создателем этого понятия по-разному. Он писал, что архетип - это
система наследуемых схем поведения и образов, которые однажды возникнув в
древности, передаются из поколения в поколение на основе инстинктов. Архе-
тип, проявляясь вовне, "разворачивается", модифицируется в
истории культур в
виде фольклорных, мифологических, религиозных, художественных и других
образов как символов бессознательного. Архетипы сами по себе не тождественны
культурным образам или символам, скорее, они несут психологический смысл,
незримо организующий и направляющий жизнь человеческой души. Самой древ-
ней, исходной формой психологического опыта является миф, поэтому все архе-
типы связаны с
мифологическими образами и переживаниями. Миф - основа че-
ловеческой души, в том числе и души современного человека, - таков вывод К.
Юнга.
развили идеи психоанализа. Среди наиболее известных и талантливых - Эрих Фромм и Густав Юнг. Эрих Фромм (1900 - 1980) - уроженец Германии, в 1933 году эмигрировал в США, где окончательно определилась его философско-теоретическая позиция. В своих трудах Фромм предстает как разносторонний исследователь. Он обращает- ся к различным культурам, мифологии и религиозным текстам, к восточной ре- лигии и мировой философии. Выступая как глубокий психолог, он сумел рас- крыть истоки человеческих страстей, мотивы человеческого поведения. Реформаторство Фромма в психоанализе проявилось прежде всего в том, что, в отличие от Фрейда, философ считал человеческую природу обусловленной, главным образом, исторически, не преуменьшая при этом роли биологических факторов. Отойдя от биологизма Фрейда, он пересматривает символику бессознательного, смещая акцент на конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами. Посредством интерпретации мифов и произведений художественной литературы Фромм пытается осмыслить проблему сущности и существования человека, полагая, что подлинную основу человеческого бытия составляет любовь, поскольку она, как и сама жизнь, есть искусство, а в мире нет ничего важнее искусства. Карл Густав Юнг (1875 - 1962), швейцарский психолог и психиатр, некото- рое время сотрудничал с З. Фрейдом, воспринял и развил идеи психоанализа. Ра- ботая врачом, Юнг выявил типичные образы, являвшиеся его пациентам в снах и видениях. Эти образы совпадали с символами, проходящими через всю историю мировой культуры. При этом исследователь пришел к выводу, что эти символы не пришли извне к конкретному человеку, а рождены бессознательным, общим для всех людей. Коллективное бессознательное у Юнга имеет не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте. В сознании одного человека и в истории человеческого общества - в мифо- логии, фольклористике Юнг обнаруживает сходное содержание. Это основа для идеи архетипов - центральной категории юнговской концепции. Архетип опреде- лялся самим создателем этого понятия по-разному. Он писал, что архетип - это система наследуемых схем поведения и образов, которые однажды возникнув в древности, передаются из поколения в поколение на основе инстинктов. Архе- тип, проявляясь вовне, "разворачивается", модифицируется в истории культур в виде фольклорных, мифологических, религиозных, художественных и других образов как символов бессознательного. Архетипы сами по себе не тождественны культурным образам или символам, скорее, они несут психологический смысл, незримо организующий и направляющий жизнь человеческой души. Самой древ- ней, исходной формой психологического опыта является миф, поэтому все архе- типы связаны с мифологическими образами и переживаниями. Миф - основа че- ловеческой души, в том числе и души современного человека, - таков вывод К. Юнга. 9
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »