История и теория культуры. Богородская О.Е - 8 стр.

UptoLike

8
том двадцатитомном труде "Постижение истории" автор насчитывает от 21 до 26
самостоятельных цивилизаций. Скрепить эти разноликие образования, на его
взгляд, может религия.
Тойнби утверждал, что не всем цивилизациям суждено пройти все фазы ис-
торического существования ("возникновение", "рост", "надлом", "упадок", "раз-
ложение"). Некоторые погибают, не успев расцвести, некоторые останавливаются
в своем развитии на одной
из фаз на очень длительный период.
Итак, в различных теориях "локальных цивилизаций" культура рассматрива-
ется как основа общественно-исторического развития. Провозглашается сущест-
вование отдельных замкнутых культур, принцип единого линейного историко-
культурного прогресса отвергается.
ХХ век был ознаменован рождением нового направления в науке - психо-
анализа, который сыграл большую роль не только
в развитии медицины, но и
философии, и культурологии.
Создателем теории психоанализа стал австрийский психиатр и невропатолог
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) ( философское обобщение психоанализа называют
фрейдизмом). Он открыл в человеке бессознательное, как самостоятельное неза-
висящее от сознания безличное начало человеческой души. Бессознательное ак-
тивно вмешивается в человеческую жизнь. Фрейд считал иллюзией, что нашей
жизнью
руководит наше "Я". На самом деле властвует природное безличное на-
чало, которое образует бессознательную основу нашей души, т.е. психики. Фрейд
называл это индивидуальное бессознательное начало "оно" и полагал, что наше
"Я" - лишь игрушка в руках этой древней психической силы. Разум человека,
сформированный культурой, пытается подчинить "оно" своим важнейшим целям
.
Происходит сублимация - использование сосредоточенной в "оно" сексуально-
биологической энергии не по прямому биологическому назначению (для удо-
вольствия или продолжения рода), а в целях разума и культуры. Если имеет ме-
сто сублимация, то примитивные начала "оно" приобретают форму влечения к
познанию, искусству, высокому идеалу. В этом отношении творческий человек,
по Фрейду,
напоминает невротика, погруженного в созданный им мир грез, фан-
тазий, иллюзий. Однако, в отличие от невротика, художник находит обратный
путь из мира фантазий в реальность благодаря претворению вымышленных обра-
зов в произведения искусства или литературы, облекая свои низменные влечения
в иносказательную форму, он вызывает у людей эстетическое наслаждение.
Культура, писал Фрейд
, выражает систему общественных норм и всегда стоит
над отдельным человеком. С этой точки зрения он анализировал различные ху-
дожественные произведения, будь то пьесы Шекспира, полотна Леонардо да
Винчи или романы Ф. Достоевского.
З. Фрейд, как справедливо отмечают его критики, слишком много внимания
уделял природной основе бессознательного. Тем не менее, учение
австрийского
исследователя оказало огромное влияние на развитие науки и культуры ХХ века.
Без его идей трудно представить современные психологию, медицину, филосо-
фию, искусство. У З. Фрейда было много учеников и последователей, которые
том двадцатитомном труде "Постижение истории" автор насчитывает от 21 до 26
самостоятельных цивилизаций. Скрепить эти разноликие образования, на его
взгляд, может религия.
     Тойнби утверждал, что не всем цивилизациям суждено пройти все фазы ис-
торического существования ("возникновение", "рост", "надлом", "упадок", "раз-
ложение"). Некоторые погибают, не успев расцвести, некоторые останавливаются
в своем развитии на одной из фаз на очень длительный период.
     Итак, в различных теориях "локальных цивилизаций" культура рассматрива-
ется как основа общественно-исторического развития. Провозглашается сущест-
вование отдельных замкнутых культур, принцип единого линейного историко-
культурного прогресса отвергается.
     ХХ век был ознаменован рождением нового направления в науке - психо-
анализа, который сыграл большую роль не только в развитии медицины, но и
философии, и культурологии.
     Создателем теории психоанализа стал австрийский психиатр и невропатолог
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) ( философское обобщение психоанализа называют
фрейдизмом). Он открыл в человеке бессознательное, как самостоятельное неза-
висящее от сознания безличное начало человеческой души. Бессознательное ак-
тивно вмешивается в человеческую жизнь. Фрейд считал иллюзией, что нашей
жизнью руководит наше "Я". На самом деле властвует природное безличное на-
чало, которое образует бессознательную основу нашей души, т.е. психики. Фрейд
называл это индивидуальное бессознательное начало "оно" и полагал, что наше
"Я" - лишь игрушка в руках этой древней психической силы. Разум человека,
сформированный культурой, пытается подчинить "оно" своим важнейшим целям.
Происходит сублимация - использование сосредоточенной в "оно" сексуально-
биологической энергии не по прямому биологическому назначению (для удо-
вольствия или продолжения рода), а в целях разума и культуры. Если имеет ме-
сто сублимация, то примитивные начала "оно" приобретают форму влечения к
познанию, искусству, высокому идеалу. В этом отношении творческий человек,
по Фрейду, напоминает невротика, погруженного в созданный им мир грез, фан-
тазий, иллюзий. Однако, в отличие от невротика, художник находит обратный
путь из мира фантазий в реальность благодаря претворению вымышленных обра-
зов в произведения искусства или литературы, облекая свои низменные влечения
в иносказательную форму, он вызывает у людей эстетическое наслаждение.
Культура, писал Фрейд, выражает систему общественных норм и всегда стоит
над отдельным человеком. С этой точки зрения он анализировал различные ху-
дожественные произведения, будь то пьесы Шекспира, полотна Леонардо да
Винчи или романы Ф. Достоевского.
     З. Фрейд, как справедливо отмечают его критики, слишком много внимания
уделял природной основе бессознательного. Тем не менее, учение австрийского
исследователя оказало огромное влияние на развитие науки и культуры ХХ века.
Без его идей трудно представить современные психологию, медицину, филосо-
фию, искусство. У З. Фрейда было много учеников и последователей, которые


                                     8