История и теория культуры. Богородская О.Е - 6 стр.

UptoLike

6
Так, например, в антропологии и археологии под культурой понимают ком-
плекс сходных ископаемых памятников одного времени, занимающих опреде-
ленную территорию. В этнографии слово культура используется для обозначения
определенной групповой общности людей, прежде всего - на основе языка и пси-
хики.
В культурологии как в учебной дисциплине большинство ученых под куль-
турой понимают
исторически определенный уровень развития общества, творче-
ских сил и способностей человека, выраженный в делах и формах организации
жизни и деятельности и создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Широта и неоднозначность понятия привели не только к возникновению
многочисленных определений культуры, отразивших разнообразный подход к
этому феномену, но и появлению множества культурологических
концепций, оп-
ределяющих место и роль культуры в историческом развитии, особенности ее
происхождения, расцвета и упадка и т.д.
Остановимся лишь на тех, без которых невозможно представить существо-
вание культурологии во второй половине Х1Х - ХХ вв., а также на некоторых
идеях, которые были привнесены в мировую науку российскими исследователя-
ми
.
Со второй половины ХIХ в. термин "культура" тесно связан с понятием "ци-
вилизация" и является основополагающим в осмыслении судеб человечества в
целом. Одним из первых начал работать над этой проблемой русский ученый
Н.Я. Данилевский.
Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) - уроженец Орловской гу-
бернии, сын заслуженного генерала, воспитанник Александровского лицея. За-
кончил факультет естественных наук Петербургского университета. В 1871 году
вышло первое издание главного труда Н.Я. Данилевского "Россия и Европа", ко-
торое во многом развивало идеи славянофилов. Оно предвосхитило теоретиче-
ские построения западных исследователей ХХ века, в частности, О. Шпенглера и
А. Тойнби.
Н.Я. Данилевский в своей работе отрицал существование единого
мирового
исторического процесса и предлагал принцип деления стран и народов на куль-
турно-исторические типы. Таких, уже известных истории типов, Данилевский
насчитывал 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индий-
ский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский и германо-
романский или европейский. Россия со славянством, по мнению исследователя,
составят в скором времени новый,
отличный от Европы, культурно-исторический
тип.
Н.Я. Данилевский выделял четыре основных направления культурно-
исторической деятельности: религиозное, собственно культурное, политическое
и социально-экономическое. Различные культурно-исторические типы сосредо-
точивали свои силы на одном из этих направлений (евреи - на религии, греки - на
культуре и т.д.), и только России и славянству предстоит
равномерно развить все
четыре сферы человеческой деятельности и осуществить полную "четырех ос-
     Так, например, в антропологии и археологии под культурой понимают ком-
плекс сходных ископаемых памятников одного времени, занимающих опреде-
ленную территорию. В этнографии слово культура используется для обозначения
определенной групповой общности людей, прежде всего - на основе языка и пси-
хики.
     В культурологии как в учебной дисциплине большинство ученых под куль-
турой понимают исторически определенный уровень развития общества, творче-
ских сил и способностей человека, выраженный в делах и формах организации
жизни и деятельности и создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
     Широта и неоднозначность понятия привели не только к возникновению
многочисленных определений культуры, отразивших разнообразный подход к
этому феномену, но и появлению множества культурологических концепций, оп-
ределяющих место и роль культуры в историческом развитии, особенности ее
происхождения, расцвета и упадка и т.д.
     Остановимся лишь на тех, без которых невозможно представить существо-
вание культурологии во второй половине Х1Х - ХХ вв., а также на некоторых
идеях, которые были привнесены в мировую науку российскими исследователя-
ми.
     Со второй половины ХIХ в. термин "культура" тесно связан с понятием "ци-
вилизация" и является основополагающим в осмыслении судеб человечества в
целом. Одним из первых начал работать над этой проблемой русский ученый
Н.Я. Данилевский.
     Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) - уроженец Орловской гу-
бернии, сын заслуженного генерала, воспитанник Александровского лицея. За-
кончил факультет естественных наук Петербургского университета. В 1871 году
вышло первое издание главного труда Н.Я. Данилевского "Россия и Европа", ко-
торое во многом развивало идеи славянофилов. Оно предвосхитило теоретиче-
ские построения западных исследователей ХХ века, в частности, О. Шпенглера и
А. Тойнби.
     Н.Я. Данилевский в своей работе отрицал существование единого мирового
исторического процесса и предлагал принцип деления стран и народов на куль-
турно-исторические типы. Таких, уже известных истории типов, Данилевский
насчитывал 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индий-
ский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский и германо-
романский или европейский. Россия со славянством, по мнению исследователя,
составят в скором времени новый, отличный от Европы, культурно-исторический
тип.
     Н.Я. Данилевский выделял четыре основных направления культурно-
исторической деятельности: религиозное, собственно культурное, политическое
и социально-экономическое. Различные культурно-исторические типы сосредо-
точивали свои силы на одном из этих направлений (евреи - на религии, греки - на
культуре и т.д.), и только России и славянству предстоит равномерно развить все
четыре сферы человеческой деятельности и осуществить полную "четырех ос-


                                      6