История и теория культуры. Богородская О.Е - 7 стр.

UptoLike

7
новную" культуру. Исследователь считал, что культурно-исторические типы не
связаны друг с другом. Начала цивилизации одного культурно-исторического
типа не передаются народам другого типа; каждый тип вырабатывает их для себя
при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или совре-
менных цивилизаций. При этом заимствование духовных начал он полностью
отрицает. Вслед
за своими идейными предшественниками славянофилами Н.Я.
Данилевский говорит о кризисе Европы и отличительных особенностях России и
ее культуры.
Большое внимание феномену культуры уделял немецкий социальный фило-
соф О. Шпенглер (1880 - 1936). Главный труд Освальда Шпенглера "Закат Евро-
пы" вышел в свет в 1918 году и стал событием в жизни общества, причем не
только для его интеллектуальной элиты, но и для широкой читающей публики.
Томас Манн не случайно назвал "Закат Европы" "интеллектуальным романом";
его автор поразил читателей эрудицией, владением огромным историко-
культурным материалом, а также жестким предостережением о будущем евро-
пейской культуры.
В основе интеллектуальных построений О. Шпенглера лежит "человеческая
душа". Человеческую личность он
рассматривает в качестве исторически кон-
кретного выражения культуры. Отвергая традиционное представление об обще-
человеческой культуре, О. Шпенглер делит ее на ряд независимых друг от друга,
замкнутых в себе и взаимопроницаемых индивидуальных культур. Каждая вы-
водится из неповторимого, уникального "прапереживания": египетская, индий-
ская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская культуры,
культура
майя, пробуждающаяся русско-сибирская культура. Каждая культура
задает человеку единственно возможный способ "переживания жизни".
Каждая из культур, по Шпенглеру, имеет свой темп развития и отведенное
ей время жизни - 1100 лет. Исследователь создает биологически ориентирован-
ную схему стадий, которые должна пройти культура за этот срок - от рождения,
через молодость, зрелость и старость, до
смерти. В жизни каждой из культур
Шпенглер выделяет две основные фазы развития - восходящую (культура в узком
смысле слова) и нисходящую (цивилизация). Первая фаза характеризуется разви-
тием всех сфер культуры, искусства, вторая - их «закостенением», расцветом тех-
ники, городов-мегаполисов, появлением массовой, технологически ориентиро-
ванной культуры. Поскольку творческие возможности каждого человека, его
ду-
ши определяются именно содержанием культуры, постольку, считает Шпенглер,
в эпоху цивилизации уже нельзя ожидать открытий в области высокого искусст-
ва, культура в собственном смысле слова умирает. Именно этот период и пере-
живает в ХХ веке Европа.
Заслуга Шпенглера в том, что он одним из первых почувствовал и выразил
трагедию культуры
в современном мире. "Закат Европы" стал не только событи-
ем в культурологии, но и во всей европейской культуре.
Приверженцем идеи развития отдельных суверенных культур был также
британский историк и философ Арнольд Тойнби (1899 - 1975). В своем знамени-
новную" культуру. Исследователь считал, что культурно-исторические типы не
связаны друг с другом. Начала цивилизации одного культурно-исторического
типа не передаются народам другого типа; каждый тип вырабатывает их для себя
при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или совре-
менных цивилизаций. При этом заимствование духовных начал он полностью
отрицает. Вслед за своими идейными предшественниками славянофилами Н.Я.
Данилевский говорит о кризисе Европы и отличительных особенностях России и
ее культуры.
    Большое внимание феномену культуры уделял немецкий социальный фило-
соф О. Шпенглер (1880 - 1936). Главный труд Освальда Шпенглера "Закат Евро-
пы" вышел в свет в 1918 году и стал событием в жизни общества, причем не
только для его интеллектуальной элиты, но и для широкой читающей публики.
Томас Манн не случайно назвал "Закат Европы" "интеллектуальным романом";
его автор поразил читателей эрудицией, владением огромным историко-
культурным материалом, а также жестким предостережением о будущем евро-
пейской культуры.
     В основе интеллектуальных построений О. Шпенглера лежит "человеческая
душа". Человеческую личность он рассматривает в качестве исторически кон-
кретного выражения культуры. Отвергая традиционное представление об обще-
человеческой культуре, О. Шпенглер делит ее на ряд независимых друг от друга,
замкнутых в себе и взаимопроницаемых индивидуальных культур. Каждая вы-
водится из неповторимого, уникального "прапереживания": египетская, индий-
ская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская культуры,
культура майя, пробуждающаяся русско-сибирская культура. Каждая культура
задает человеку единственно возможный способ "переживания жизни".
     Каждая из культур, по Шпенглеру, имеет свой темп развития и отведенное
ей время жизни - 1100 лет. Исследователь создает биологически ориентирован-
ную схему стадий, которые должна пройти культура за этот срок - от рождения,
через молодость, зрелость и старость, до смерти. В жизни каждой из культур
Шпенглер выделяет две основные фазы развития - восходящую (культура в узком
смысле слова) и нисходящую (цивилизация). Первая фаза характеризуется разви-
тием всех сфер культуры, искусства, вторая - их «закостенением», расцветом тех-
ники, городов-мегаполисов, появлением массовой, технологически ориентиро-
ванной культуры. Поскольку творческие возможности каждого человека, его ду-
ши определяются именно содержанием культуры, постольку, считает Шпенглер,
в эпоху цивилизации уже нельзя ожидать открытий в области высокого искусст-
ва, культура в собственном смысле слова умирает. Именно этот период и пере-
живает в ХХ веке Европа.
     Заслуга Шпенглера в том, что он одним из первых почувствовал и выразил
трагедию культуры в современном мире. "Закат Европы" стал не только событи-
ем в культурологии, но и во всей европейской культуре.
     Приверженцем идеи развития отдельных суверенных культур был также
британский историк и философ Арнольд Тойнби (1899 - 1975). В своем знамени-


                                      7