Социологическое исследование. Бондаренко А.Г. - 48 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Макросоциальный уровень возникновения предпосылок к девиации
образуют различные общесоциальные факторы, по-своему влияющие на
процесс социализации. Если непосредственное окружение может предо-
пределять девиацию индивида, то общесоциальные факторы воздейству-
ют на большие группы людей, особенно поколения. Если личность спо-
собна противопоставить себя влиянию микросреды обитания, избрать
другую микросреду, то преодолеть влияние макросреды
(макросоциаль-
ных факторов) гораздо труднее. Такими предпосылками являются:
Классовые, национальные и иные социальные противоречия, побуж-
дающие отдельных людей и группы занимать определенную позицию,
вступать в борьбу с другими людьми и группами и тем самым демонст-
рировать девиацию в достаточно активных формах;
Возникновение субкультур и контркультур. Хотя для развития
культуры этот
процесс является естественным (многие общепризнанные
ценности культуры в свое время возникали и внедрялись как элементы
субкультур), тем не менее, сам факт их возникновения уже говорит о
наличии признаков групповой девиации. И многое зависит от того, какую
направленность она приобретает. В условиях доминирования массовой
культуры, ее бесцеремонного и навязчивого вторжения в духовный
мир
личностей и целых поколений усложняется выбор ими социально одоб-
ряемых целей и средств деятельности.
Дезорганизация общества, ослабление социального контроля, разру-
шение системы принятых норм, ценностей, особенно если при этом не соз-
дается полноценной замены им. Это явление Э. Дюркгейм назвал аномией.
Длительное время изучением аномии занимался американский ученый Р.
Мертон. По его мнению, аномия разрушает ориентиры поведения челове-
ка, а затем формирует позицию необязательности исполнения тех норм,
которые общество учреждает для обуздания и преодоления аномии.
Стигматизациянавешивание ярлыков»). В исследовании этого фе-
номена важную роль сыграл американский социолог Г. Беккер. Он разли-
чал первичные (эпизодические и скрытые от окружающих) и
вторичные
отклонения (регулярные и стигматизированные, т.е. обозначенные «яр-
лыком», «клеймом»). Согласно точке зрения Беккера, нормы и стандарты
поведения, которые становятся объектом нарушения со стороны девиан-
тов, формирует не все общество, а лишь отдельные группы и их предста-
вители (законодатели, политики, судьи, врачи, учителя и т.п.). А наруша-
ет
нормы и стандарты большинство членов общества. Но основная масса
нарушений совершается эпизодически, не привлекая внимания общест-
венности. Такая девиация называется первичной. Она может привести к
вторичной, когда систематические отклонения становятся достоянием
семьи, коллектива, правоохранительных органов. При этом носитель от-
клонения обозначается соответствующим «клеймом»: «хулиган», «нар-
коман», «вор» и т.п. [27, с
. 212 – 214; а также: 7]. Стигматизация играет
     Макросоциальный уровень возникновения предпосылок к девиации
образуют различные общесоциальные факторы, по-своему влияющие на
процесс социализации. Если непосредственное окружение может предо-
пределять девиацию индивида, то общесоциальные факторы воздейству-
ют на большие группы людей, особенно поколения. Если личность спо-
собна противопоставить себя влиянию микросреды обитания, избрать
другую микросреду, то преодолеть влияние макросреды (макросоциаль-
ных факторов) гораздо труднее. Такими предпосылками являются:
     Классовые, национальные и иные социальные противоречия, побуж-
дающие отдельных людей и группы занимать определенную позицию,
вступать в борьбу с другими людьми и группами и тем самым демонст-
рировать девиацию в достаточно активных формах;
     Возникновение субкультур и контркультур. Хотя для развития
культуры этот процесс является естественным (многие общепризнанные
ценности культуры в свое время возникали и внедрялись как элементы
субкультур), тем не менее, сам факт их возникновения уже говорит о
наличии признаков групповой девиации. И многое зависит от того, какую
направленность она приобретает. В условиях доминирования массовой
культуры, ее бесцеремонного и навязчивого вторжения в духовный мир
личностей и целых поколений усложняется выбор ими социально одоб-
ряемых целей и средств деятельности.
     Дезорганизация общества, ослабление социального контроля, разру-
шение системы принятых норм, ценностей, особенно если при этом не соз-
дается полноценной замены им. Это явление Э. Дюркгейм назвал аномией.
Длительное время изучением аномии занимался американский ученый Р.
Мертон. По его мнению, аномия разрушает ориентиры поведения челове-
ка, а затем формирует позицию необязательности исполнения тех норм,
которые общество учреждает для обуздания и преодоления аномии.
     Стигматизация («навешивание ярлыков»). В исследовании этого фе-
номена важную роль сыграл американский социолог Г. Беккер. Он разли-
чал первичные (эпизодические и скрытые от окружающих) и вторичные
отклонения (регулярные и стигматизированные, т.е. обозначенные «яр-
лыком», «клеймом»). Согласно точке зрения Беккера, нормы и стандарты
поведения, которые становятся объектом нарушения со стороны девиан-
тов, формирует не все общество, а лишь отдельные группы и их предста-
вители (законодатели, политики, судьи, врачи, учителя и т.п.). А наруша-
ет нормы и стандарты большинство членов общества. Но основная масса
нарушений совершается эпизодически, не привлекая внимания общест-
венности. Такая девиация называется первичной. Она может привести к
вторичной, когда систематические отклонения становятся достоянием
семьи, коллектива, правоохранительных органов. При этом носитель от-
клонения обозначается соответствующим «клеймом»: «хулиган», «нар-
коман», «вор» и т.п. [27, с. 212 – 214; а также: 7]. Стигматизация играет