ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ВВЕДЕНИЕ
Человеческий мир — это непрекращающиеся информационные обмены, об-
щение и взаимодействие людей друг с другом. Что в этом мире толерант-
ность — дань конъюнктуре или востребованное отношение? Толерантный под-
ход — беспринципность или оптимизация решения проблем? Кого должен го-
товить педагог — непримиримого бойца или размышляющего интеллигента?
Эти и многие подобные вопросы постоянно возникают в
научной и популярной
литературе, публицистических статьях и выступлениях политиков, а главное —
в повседневной жизни и образовательной практике.
Толерантность отражает приоритет общечеловеческих (а не классовых или
корпоративных) ценностей, она является непременным условием построения
демократического общества. Толерантность в качестве этического основания
для построения человеческих отношений сохраняет свою значимость постоян-
но: в истории
никогда не было недостатка в провозглашении гуманистических
идеалов, однако в массовой социальной практике утверждались единообразие,
нетерпимость, насилие. Мобильное и динамичное общество ближайшего буду-
щего требует, чтобы человек обладал способностью отстаивать свою точку зре-
ния. Но это может привести к появлению противостояния и нетерпимости меж-
ду взаимодействующими субъектами (индивидами, группами, нациями). Толе
-
рантность не фигурирует повсеместно в обыденном сознании и отношениях,
пока еще не рассматривается в системе моральных или нравственных принци-
пов современной молодежи.
«Меня удивляет и пугает количество зла в нынешней школе, — говорит ма-
ма ученика. — Еще несколько лет назад, когда учился мой старший, все было
иначе. И педагог вряд ли
позволил бы детям так в открытую издеваться над ре-
бенком». Нередко говорят и пишут, что школа — это общество в миниатюре, в
ней мы находим все то, что обнаруживается в социальной среде. Это правда, но
не вся: агрессивность отношений в школе не только отражает, но во многом оп-
ределяет рост насилия
в обществе. Школа — не пассивный элемент граждан-
ского общества, а место, где мы можем увидеть его будущее и существенно по-
влиять на то, каким станет каждый отдельный человек, страна, мир. Этим объ-
ясняется все более широкое применение педагогического знания в различных
сферах социального развития.
Толерантность пока еще не фигурирует повсеместно в
обыденном сознании
и отношениях, она не рассматривается в системе этических принципов совре-
менной молодежи. И все же законы человеческого мира требуют корректного
поведения на уровне семейных, межгрупповых, межконфессиональных, меж-
национальных, а также международных отношений. Многие причины социаль-
ного характера делают задачу воспитания толерантности чрезвычайно актуаль-
3
ВВЕДЕНИЕ Человеческий мир это непрекращающиеся информационные обмены, об- щение и взаимодействие людей друг с другом. Что в этом мире толерант- ность дань конъюнктуре или востребованное отношение? Толерантный под- ход беспринципность или оптимизация решения проблем? Кого должен го- товить педагог непримиримого бойца или размышляющего интеллигента? Эти и многие подобные вопросы постоянно возникают в научной и популярной литературе, публицистических статьях и выступлениях политиков, а главное в повседневной жизни и образовательной практике. Толерантность отражает приоритет общечеловеческих (а не классовых или корпоративных) ценностей, она является непременным условием построения демократического общества. Толерантность в качестве этического основания для построения человеческих отношений сохраняет свою значимость постоян- но: в истории никогда не было недостатка в провозглашении гуманистических идеалов, однако в массовой социальной практике утверждались единообразие, нетерпимость, насилие. Мобильное и динамичное общество ближайшего буду- щего требует, чтобы человек обладал способностью отстаивать свою точку зре- ния. Но это может привести к появлению противостояния и нетерпимости меж- ду взаимодействующими субъектами (индивидами, группами, нациями). Толе- рантность не фигурирует повсеместно в обыденном сознании и отношениях, пока еще не рассматривается в системе моральных или нравственных принци- пов современной молодежи. «Меня удивляет и пугает количество зла в нынешней школе, говорит ма- ма ученика. Еще несколько лет назад, когда учился мой старший, все было иначе. И педагог вряд ли позволил бы детям так в открытую издеваться над ре- бенком». Нередко говорят и пишут, что школа это общество в миниатюре, в ней мы находим все то, что обнаруживается в социальной среде. Это правда, но не вся: агрессивность отношений в школе не только отражает, но во многом оп- ределяет рост насилия в обществе. Школа не пассивный элемент граждан- ского общества, а место, где мы можем увидеть его будущее и существенно по- влиять на то, каким станет каждый отдельный человек, страна, мир. Этим объ- ясняется все более широкое применение педагогического знания в различных сферах социального развития. Толерантность пока еще не фигурирует повсеместно в обыденном сознании и отношениях, она не рассматривается в системе этических принципов совре- менной молодежи. И все же законы человеческого мира требуют корректного поведения на уровне семейных, межгрупповых, межконфессиональных, меж- национальных, а также международных отношений. Многие причины социаль- ного характера делают задачу воспитания толерантности чрезвычайно актуаль- 3