ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Часть 1
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ТЕОРИИ
И ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Толерантность как культурно-этическая проблема
Последние десятилетия бурных социально-экономических, политических и
культурных перемен в России многому научили нас. Мы поняли, что приори-
тетными должны быть не политические или экономические интересы и даже не
развитие общества или культуры, а сам Человек, его отношение к другим лю-
дям, к жизни, к себе. И, пожалуй, главный урок, который
мы извлекли, — это
урок толерантности, не только во имя сохранения, но развития нашего общест-
ва, государства, каждого человека в отдельности.
Человеческий мир можно представить как противоборство процессов инте-
грации и дезинтеграции, объединения и разделения. Дезинтеграция, размеже-
вание грозят обернуться глобальными катастрофами и прекратить всякую
жизнь на земле.
Стержневой характеристикой, своеобразным «
ядром» способности к инте-
грационному взаимодействию является толерантность — чувство, выражающее
терпимость человека к любым, по выражению П. А. Флоренского, проявлениям
«инакости» со стороны «другого». Толерантность — это, прежде всего, уваже-
ние Другого, его позиции (не обязательно их приятие!). Так или иначе то-
лерантность предполагает установку человека на независимость, на «несило-
вое»
отношение к любым идеям, а самое главное — ответственность человека
за свои собственные убеждения и поступки, понимание их относительности,
т.е. невозможности их такого обоснования, которое было бы бесспорным для
всех.
Толерантность — это еще и показатель неотчужденности сознания человека,
показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир Другого, в дей-
ствительность
и в то, что в них происходит. К учению Анаксагора восходит
мысль В. С. Соловьева о том, что плодотворным взаимодействие с другими яв-
ляется для человека только тогда, когда этот другой «во всем отличается от
нас». Подобное условие обеспечивает, по его мнению, результативность про-
цесса взаимодействия для саморазвития обоих партнеров,
так как при его вы-
полнении всякое проявление нашего существа встречает в другом соответст-
вующие, но не одинаковые проявления и отношение одного к другому стано-
вится «полным и постоянным обменом, полным и постоянным утверждением
себя в другом, совершенным взаимодействием и общением, ...способствующим
5
Часть 1 ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Толерантность как культурно-этическая проблема Последние десятилетия бурных социально-экономических, политических и культурных перемен в России многому научили нас. Мы поняли, что приори- тетными должны быть не политические или экономические интересы и даже не развитие общества или культуры, а сам Человек, его отношение к другим лю- дям, к жизни, к себе. И, пожалуй, главный урок, который мы извлекли, это урок толерантности, не только во имя сохранения, но развития нашего общест- ва, государства, каждого человека в отдельности. Человеческий мир можно представить как противоборство процессов инте- грации и дезинтеграции, объединения и разделения. Дезинтеграция, размеже- вание грозят обернуться глобальными катастрофами и прекратить всякую жизнь на земле. Стержневой характеристикой, своеобразным «ядром» способности к инте- грационному взаимодействию является толерантность чувство, выражающее терпимость человека к любым, по выражению П. А. Флоренского, проявлениям «инакости» со стороны «другого». Толерантность это, прежде всего, уваже- ние Другого, его позиции (не обязательно их приятие!). Так или иначе то- лерантность предполагает установку человека на независимость, на «несило- вое» отношение к любым идеям, а самое главное ответственность человека за свои собственные убеждения и поступки, понимание их относительности, т.е. невозможности их такого обоснования, которое было бы бесспорным для всех. Толерантность это еще и показатель неотчужденности сознания человека, показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир Другого, в дей- ствительность и в то, что в них происходит. К учению Анаксагора восходит мысль В. С. Соловьева о том, что плодотворным взаимодействие с другими яв- ляется для человека только тогда, когда этот другой «во всем отличается от нас». Подобное условие обеспечивает, по его мнению, результативность про- цесса взаимодействия для саморазвития обоих партнеров, так как при его вы- полнении всякое проявление нашего существа встречает в другом соответст- вующие, но не одинаковые проявления и отношение одного к другому стано- вится «полным и постоянным обменом, полным и постоянным утверждением себя в другом, совершенным взаимодействием и общением, ...способствующим 5
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »