Введение в педагогику толерантности. Борытко Н.М - 6 стр.

UptoLike

созданию нового человека». То же относится и к педагогической деятельности:
взаимодействие педагога и обучаемого, воспитанника как людей, устремленных
к общей цели, но не тождественных в своих социальных ролях, знаниях, опы-
те, — вариант именно такого толерантного взаимодействия.
Толерантность предполагает значимые для людей действия в различных
сферах, где она становится регулятором человеческой жизнедеятельности
. В
атмосфере толерантности наиболее полно раскрываются действительные воз-
можности человека и общества, включая расцвет культуры мира и развитие
дружественных сообществ, которые ее принимают.
Толерантность является характеристикой идеальных отношений между
людьми и может входить в культурный арсенал того или иного сообщества в
качестве культурной нормы и моральной ценности.
Человек, преодолевая неопределенность личных смыслов, своего положения
в обществе, осознает свою принципиальную позицию. В основе осознания того,
что «я принципиально толерантен», должен быть ряд установок, относящихся к
пониманию человека и познанию: независимость и автономность индивида,
личная ответственность за свои поступки и убеждения, недопустимость силово-
го навязывания идей, какими бы хорошими и
привлекательными эти идеи ни
казались (В. А. Лекторский). Способность принять иную точку зрения стано-
вится одной из характеристик человека, обладающего устойчивыми социаль-
ными и нравственными убеждениями, готового усваивать и перерабатывать
информацию, разумно участвовать в политической жизни.
Люди с более высокой толерантностью имеют значимо более высокую са-
мооценку и более низкий
показатель комплекса недостаточности, значимо вы-
ше оцениваются другими (Е. Г. Луковицкая). Они больше знают о своих досто-
инствах и недостатках, в деятельности ориентированы на себя, готовы выслу-
шать точку зрения другого (G. Allport).
Для демократической культуры характерна сознательная установка на необ-
ходимость многих точек зрения и на недостаточность (ограниченность) любой
отдельной точки зрения
. Такая установка отражает системность мышления, ко-
торое отрицает одномерную логику и предполагает многостороннее рассмотре-
ние явлений и процессов.
Благополучие человеческого общества, как и любой живой системы, зависит
от гармоничного соединения составляющих его разнообразных частей. Эту
гармонию и обеспечивает толерантность, предполагающая понимание относи-
тельности многих наших убеждений и суждений, невозможности такого
их
обоснования, которое было бы бесспорно для всех. Однако в обществе, как и в
биологических системах, есть элементы, которые подрывают жизнеспособность
и благополучие системы. От таких элементов систему необходимо защищать, к
ним не допустима снисходительность (Б. Э. Риэрдон). Это еще раз подчеркива-
ет сложность проблемы толерантности в жизни человека.
6
созданию нового человека». То же относится и к педагогической деятельности:
взаимодействие педагога и обучаемого, воспитанника как людей, устремленных
к общей цели, но не тождественных в своих социальных ролях, знаниях, опы-
те, — вариант именно такого толерантного взаимодействия.
    Толерантность предполагает значимые для людей действия в различных
сферах, где она становится регулятором человеческой жизнедеятельности. В
атмосфере толерантности наиболее полно раскрываются действительные воз-
можности человека и общества, включая расцвет культуры мира и развитие
дружественных сообществ, которые ее принимают.

    Толерантность является характеристикой идеальных отношений между
    людьми и может входить в культурный арсенал того или иного сообщества в
    качестве культурной нормы и моральной ценности.

   Человек, преодолевая неопределенность личных смыслов, своего положения
в обществе, осознает свою принципиальную позицию. В основе осознания того,
что «я принципиально толерантен», должен быть ряд установок, относящихся к
пониманию человека и познанию: независимость и автономность индивида,
личная ответственность за свои поступки и убеждения, недопустимость силово-
го навязывания идей, какими бы хорошими и привлекательными эти идеи ни
казались (В. А. Лекторский). Способность принять иную точку зрения стано-
вится одной из характеристик человека, обладающего устойчивыми социаль-
ными и нравственными убеждениями, готового усваивать и перерабатывать
информацию, разумно участвовать в политической жизни.
   Люди с более высокой толерантностью имеют значимо более высокую са-
мооценку и более низкий показатель комплекса недостаточности, значимо вы-
ше оцениваются другими (Е. Г. Луковицкая). Они больше знают о своих досто-
инствах и недостатках, в деятельности ориентированы на себя, готовы выслу-
шать точку зрения другого (G. Allport).
   Для демократической культуры характерна сознательная установка на необ-
ходимость многих точек зрения и на недостаточность (ограниченность) любой
отдельной точки зрения. Такая установка отражает системность мышления, ко-
торое отрицает одномерную логику и предполагает многостороннее рассмотре-
ние явлений и процессов.
   Благополучие человеческого общества, как и любой живой системы, зависит
от гармоничного соединения составляющих его разнообразных частей. Эту
гармонию и обеспечивает толерантность, предполагающая понимание относи-
тельности многих наших убеждений и суждений, невозможности такого их
обоснования, которое было бы бесспорно для всех. Однако в обществе, как и в
биологических системах, есть элементы, которые подрывают жизнеспособность
и благополучие системы. От таких элементов систему необходимо защищать, к
ним не допустима снисходительность (Б. Э. Риэрдон). Это еще раз подчеркива-
ет сложность проблемы толерантности в жизни человека.

6