ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Толерантность, обеспечивая общественную жизнь разнообразных сооб-
ществ, делает возможным существование различий. Различия же обусловли-
вают необходимость толерантности.
Толерантность представляет собой сложное и противоречивое явление; в ее
понимании выделяется множество подходов, которые классифицируются по
различным основаниям. Мы выделяем три группы представлений в зависимо-
сти от трех сложившихся в педагогической теории и практике образования па-
радигм.
Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — модель поста-
новки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в тече-
ние определенного исторического периода в научном сообществе; ведущая
идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и кон-
цепций. Все многообразие современных научно-педагогических идей фиксиру-
ется в трех ведущих образовательных парадигмах –
традиционной (в крайнем
своем проявлении — технократической), гуманистической и гуманитарной.
Традиционная парадигма характеризуется тем, что цели образования в ней ста-
вятся исходя из интересов общества и (или) государства и видятся прежде всего в
формировании человека с заданными, нужными обществу или государству, каче-
ствами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер и
представляет скорее воздействие со стороны педагога. Формировать заданные ка-
чества
удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной парадигме дро-
бится на отдельные направления (умственное, нравственное, физическое, трудовое
и т.п.), а обучение – на отдельные операции. Кажущаяся простота предлагаемых
решений по принципу «стимул — реакция» нередко приводит педагога к техно-
кратической стратегии, направленной на выработку лишь поведенческих реакций
человека; при этом в
оценке результата педагогической деятельности используют-
ся главным образом количественные методы.
В гуманистической парадигме образовательные цели ставятся «от человека».
Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная самореализа-
ция человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов и
способностей. Считается, что источник развития находится в самом развивающем-
ся человеке. Человек
, таким образом, фактически признается существом самодос-
таточным. Акцент делается на самом человеке, а не на его связях с окружающим
миром и другими людьми. Результаты исследования проблем самопознания, само-
актуализации, самоутверждения, самореализации, выполненные в рамках гумани-
стической парадигмы, имеют важное значение для «очеловечивания» взаимоот-
ношений педагогов и воспитанников. Однако чрезмерное увлечение
этими подхо-
дами может приводить к воспитанию не индивидуальности, а индивидуализма,
при котором человек пренебрегает интересами сообщества, потребительски ис-
пользует окружение.
В настоящее время на смену гуманистической парадигме приходит гуманитар-
ная парадигма, в центре которой находится человек во всей его целостности, во
всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром
. Главной харак-
теристикой гуманитарного характера позиции педагога выступает диалогичность;
7
Толерантность, обеспечивая общественную жизнь разнообразных сооб- ществ, делает возможным существование различий. Различия же обусловли- вают необходимость толерантности. Толерантность представляет собой сложное и противоречивое явление; в ее понимании выделяется множество подходов, которые классифицируются по различным основаниям. Мы выделяем три группы представлений в зависимо- сти от трех сложившихся в педагогической теории и практике образования па- радигм. П а р а д и г м а (от греч. paradeigma пример, образец) модель поста- новки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в тече- ние определенного исторического периода в научном сообществе; ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и кон- цепций. Все многообразие современных научно-педагогических идей фиксиру- ется в трех ведущих образовательных парадигмах традиционной (в крайнем своем проявлении технократической), гуманистической и гуманитарной. Традиционная парадигма характеризуется тем, что цели образования в ней ста- вятся исходя из интересов общества и (или) государства и видятся прежде всего в формировании человека с заданными, нужными обществу или государству, каче- ствами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер и представляет скорее воздействие со стороны педагога. Формировать заданные ка- чества удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной парадигме дро- бится на отдельные направления (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.п.), а обучение на отдельные операции. Кажущаяся простота предлагаемых решений по принципу «стимул реакция» нередко приводит педагога к техно- кратической стратегии, направленной на выработку лишь поведенческих реакций человека; при этом в оценке результата педагогической деятельности используют- ся главным образом количественные методы. В гуманистической парадигме образовательные цели ставятся «от человека». Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная самореализа- ция человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов и способностей. Считается, что источник развития находится в самом развивающем- ся человеке. Человек, таким образом, фактически признается существом самодос- таточным. Акцент делается на самом человеке, а не на его связях с окружающим миром и другими людьми. Результаты исследования проблем самопознания, само- актуализации, самоутверждения, самореализации, выполненные в рамках гумани- стической парадигмы, имеют важное значение для «очеловечивания» взаимоот- ношений педагогов и воспитанников. Однако чрезмерное увлечение этими подхо- дами может приводить к воспитанию не индивидуальности, а индивидуализма, при котором человек пренебрегает интересами сообщества, потребительски ис- пользует окружение. В настоящее время на смену гуманистической парадигме приходит гуманитар- ная парадигма, в центре которой находится человек во всей его целостности, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром. Главной харак- теристикой гуманитарного характера позиции педагога выступает диалогичность; 7
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »