Введение в педагогику толерантности. Борытко Н.М - 9 стр.

UptoLike

скольку есть такие взгляды, истинность которых никогда не может быть уста-
новлена бесспорно. Прежде всего, это религиозные взгляды, метафизические
утверждения, специфические ценности разных культур, особенные этнические
верования и убеждения, некоторые личные предпочтения. Часто такое согла-
шение происходит лишь эпизодически, на короткий период времени, пока не
исчезнет необходимость в примирении.
Основным для нормальной жизни в обществе и для мирных взаимоотноше-
ний разных обществ и культур считается согласие в понимании основных мо-
ральных норм и того, что установлено в познании (в частности, в науке).
Толерантность как компромисс (взаимная уступка)
Гуманистическая парадигма основана на признании самоценности каждого
человека безотносительно к его окружению. В связи с этим необходимость
взаимодействия и взаимного сосуществования побуждает людей к компромис-
сам, которые также являются формой толерантного поведения.
Компромисс достигается путем взаимных уступок как взаимное нравствен-
ное движение навстречу друг другу. Толерантность в этом случае противостоит
индивидуализму
, конфронтации и способствует взаимному развитию людей. То
же происходит и при вхождении человека в сообщество: сам человек и прини-
мающая его группа взаимно принимают на себя определенные обязательства по
отношению друг к другу.
Такие сцены можно наблюдать довольно часто между детьми, которые «торгу-
ются», договариваясь о совместных действиях:
Ладно, я буду с тобой дружить, но ты не будешь меня обзывать в классе ду-
рой.
Ладно, а ты не говори, что я
И т.д.
Договаривающие стороны признают друг друга равноправными и это равенст-
во подчеркивают путем взаимных уступок. Эти уступки могут быть и несущест-
венными, ритуальными, однако они делаются во имя демонстрации взаимного
уважения и отказа от каких-либо преимуществ по отношению к другой стороне.
По сути, толерантность этого типа проявляется во имя сохранения в
непри-
косновенности собственной системы взглядов, ценностей, смыслов, для сохра-
нения индивидуальности. То же происходит, когда человек не может уступить
другим в принципиальных отношениях компромисс достигается в менее
значимых уступках и взаимно терпимом отношении к различию взглядов по
более значимым проблемам.
Человек придерживается некоторой системы взглядов, норм, ценностей не
просто потому,
что это его система, а потому, что он считает ее превосхо-
дящей другие системы, потому, что, с его точки зрения, его система лучше
решает те проблемы, с которыми люди до сих пор сталкивались. Если бы он
думал иначе, то отказался бы от своей системы и выбрал бы иную, а именно
ту,
которая, с его точки зрения, лучше других.
9
скольку есть такие взгляды, истинность которых никогда не может быть уста-
новлена бесспорно. Прежде всего, это религиозные взгляды, метафизические
утверждения, специфические ценности разных культур, особенные этнические
верования и убеждения, некоторые личные предпочтения. Часто такое согла-
шение происходит лишь эпизодически, на короткий период времени, пока не
исчезнет необходимость в примирении.
   Основным для нормальной жизни в обществе и для мирных взаимоотноше-
ний разных обществ и культур считается согласие в понимании основных мо-
ральных норм и того, что установлено в познании (в частности, в науке).
             Толерантность как компромисс (взаимная уступка)
   Гуманистическая парадигма основана на признании самоценности каждого
человека безотносительно к его окружению. В связи с этим необходимость
взаимодействия и взаимного сосуществования побуждает людей к компромис-
сам, которые также являются формой толерантного поведения.
   Компромисс достигается путем взаимных уступок как взаимное нравствен-
ное движение навстречу друг другу. Толерантность в этом случае противостоит
индивидуализму, конфронтации и способствует взаимному развитию людей. То
же происходит и при вхождении человека в сообщество: сам человек и прини-
мающая его группа взаимно принимают на себя определенные обязательства по
отношению друг к другу.
     Такие сцены можно наблюдать довольно часто между детьми, которые «торгу-
  ются», договариваясь о совместных действиях:
     — Ладно, я буду с тобой дружить, но ты не будешь меня обзывать в классе ду-
  рой.
     — Ладно, а ты не говори, что я
     И т.д.
   Договаривающие стороны признают друг друга равноправными и это равенст-
во подчеркивают путем взаимных уступок. Эти уступки могут быть и несущест-
венными, ритуальными, однако они делаются во имя демонстрации взаимного
уважения и отказа от каких-либо преимуществ по отношению к другой стороне.
   По сути, толерантность этого типа проявляется во имя сохранения в непри-
косновенности собственной системы взглядов, ценностей, смыслов, для сохра-
нения индивидуальности. То же происходит, когда человек не может уступить
другим в принципиальных отношениях — компромисс достигается в менее
значимых уступках и взаимно терпимом отношении к различию взглядов по
более значимым проблемам.
   Человек придерживается некоторой системы взглядов, норм, ценностей не
просто потому, что это его система, а потому, что он считает ее превосхо-
дящей другие системы, потому, что, с его точки зрения, его система лучше
решает те проблемы, с которыми люди до сих пор сталкивались. Если бы он
думал иначе, то отказался бы от своей системы и выбрал бы иную, а именно ту,
которая, с его точки зрения, лучше других.

                                                                               9