Введение в педагогику толерантности. Борытко Н.М - 11 стр.

UptoLike

не так, как другие, имеет способности, которыми другие не обладают, получил
опыт, которого нет у других. Бывший раньше просто иным человеком, «другой»
становится «значимым Другим» просто в связи со своими неповторимыми
свойствами. Поэтому такая позиция и характеризуется как консенсус. Осознан-
ность подобных отношений позволяет отнести их к толерантным.
Это толерантность
не во имя сохранения своей неизменности, непохожести,
неповторимости, как в предыдущем случае, а толерантность во имя развития,
взаимного совершенствования взаимодействующих сторон. Понимание Друго-
го здесь нужно не как основа для принятия иной точки зрения, примирения с
нею, а как способ самосовершенствования: саморазвитие человека закономерно
сопровождается сопоставлением его собственных успехов с
достижениями дру-
гих, своих неудач с промахами тех, кто рядом, т.е. подлинное, полноценное са-
моразвитие невозможно без контактов с окружающими.
В то время как гуманистическая парадигма предполагает высшую цель че-
ловека в самореализации, гуманитарная стратегия усматривает самоцель в ис-
креннем диалоге с Другими и требует от человека не только самореализации
,
но и выбора ценностей, основанных на выявлении собственной идентичности,
встречах с Другими: «Существовать значит со-существовать, только познав
Другого, сам можешь определить собственную принадлежность».
Общим в понимании толерантности разными народами является восприятие
человеческого рода как единого и взаимозависимого, что подтверждается, в ча-
стности, экологическими проблемами нашей эпохи.
Если понятие толерантности
и может вызвать разногласия при его интерпре-
тации, то сама необходимость взаимодействия с позиций толерантности в
демократическом обществе разногласий не вызывает.
Толерантность имеет решающее значение для всех профессий типа «чело-
век человек». Что касается профессионально-личностных качеств педагога,
то здесь толерантность занимает особое место, ибо с ней связаны эффектив-
ность познания особенностей ребенка, продуктивность педагогического обще-
ния и деятельности. Кроме того, само по себе воспитание толерантности у де-
тей рассматривается в качестве
одного из проявлений результативности педаго-
гической деятельности. Толерантность, сформированная в школьные годы, яв-
ляется одним из важнейших условий снижения напряженности в обществе.
Вариативность образования, в ядре которого, по существу, лежит стратегиче-
ская идея толерантности, позволяет учителю выбирать разные программы, от-
мечает А. Г. Асмолов. Она учит выстаивать конструктивные отношения с
ок-
ружающими в запутанных ситуациях, поскольку основывается на понимании,
что не может быть единственно правильной картины мира и монополии на
единственно правильную линию поведения. В вариативной школе никто не
противопоставляет одни учебники другим или одну методику другой.
В традиционной школе учат решать задачи, в которых все дано. Поэтому, когда
в задачку вкрадывается ошибка, учащиеся теряются и не находят правильного от-
11
не так, как другие, имеет способности, которыми другие не обладают, получил
опыт, которого нет у других. Бывший раньше просто иным человеком, «другой»
становится «значимым Другим» просто в связи со своими неповторимыми
свойствами. Поэтому такая позиция и характеризуется как консенсус. Осознан-
ность подобных отношений позволяет отнести их к толерантным.
   Это толерантность не во имя сохранения своей неизменности, непохожести,
неповторимости, как в предыдущем случае, а толерантность во имя развития,
взаимного совершенствования взаимодействующих сторон. Понимание Друго-
го здесь нужно не как основа для принятия иной точки зрения, примирения с
нею, а как способ самосовершенствования: саморазвитие человека закономерно
сопровождается сопоставлением его собственных успехов с достижениями дру-
гих, своих неудач с промахами тех, кто рядом, т.е. подлинное, полноценное са-
моразвитие невозможно без контактов с окружающими.
   В то время как гуманистическая парадигма предполагает высшую цель че-
ловека в самореализации, гуманитарная стратегия усматривает самоцель в ис-
креннем диалоге с Другими и требует от человека не только самореализации,
но и выбора ценностей, основанных на выявлении собственной идентичности,
встречах с Другими: «Существовать значит со-существовать, только познав
Другого, сам можешь определить собственную принадлежность».
   Общим в понимании толерантности разными народами является восприятие
человеческого рода как единого и взаимозависимого, что подтверждается, в ча-
стности, экологическими проблемами нашей эпохи.

    Если понятие толерантности и может вызвать разногласия при его интерпре-
    тации, то сама необходимость взаимодействия с позиций толерантности в
    демократическом обществе разногласий не вызывает.

   Толерантность имеет решающее значение для всех профессий типа «чело-
век — человек». Что касается профессионально-личностных качеств педагога,
то здесь толерантность занимает особое место, ибо с ней связаны эффектив-
ность познания особенностей ребенка, продуктивность педагогического обще-
ния и деятельности. Кроме того, само по себе воспитание толерантности у де-
тей рассматривается в качестве одного из проявлений результативности педаго-
гической деятельности. Толерантность, сформированная в школьные годы, яв-
ляется одним из важнейших условий снижения напряженности в обществе.
Вариативность образования, в ядре которого, по существу, лежит стратегиче-
ская идея толерантности, позволяет учителю выбирать разные программы, от-
мечает А. Г. Асмолов. Она учит выстаивать конструктивные отношения с ок-
ружающими в запутанных ситуациях, поскольку основывается на понимании,
что не может быть единственно правильной картины мира и монополии на
единственно правильную линию поведения. В вариативной школе никто не
противопоставляет одни учебники другим или одну методику другой.
     В традиционной школе учат решать задачи, в которых все дано. Поэтому, когда
  в задачку вкрадывается ошибка, учащиеся теряются и не находят правильного от-

                                                                              11