Юридико-психологические аспекты правового института компенсации морального вреда. Будякова Т.П. - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

39
Приложение.
Психотерапевтическая форма компенсации
морального вреда.
В психотерапии, как отечественной так и зарубежной, накоплен
достаточно большой арсенал средств психологической помощи
людям, получившим моральные травмы. Большой багаж в этом плане
имеется и у христианской религии.
В данной части работы делается попытка выделения некоторых
психотерапевтических формул, заложенных в христианской религии
и помогающих облегчить или совсем снять физические и
нравственные страдания.
Суть первого положения такого рода заключается в
рекомендации прощать обиды. «Одно слово ПРОСТИ с сердечным
сознанием попаляет врагов и мир дарует»
1
. Прощениеважное
средство снижения нравственных и физических страданий, так как
обиды и гневэто источники стрессорных реакций, способных
истощать организм и постоянно воссоздающих плохое настроение,
что мешает в решении других жизненных проблем, просто не дает
нормально воспринимать мир и радоваться жизни.
В религиозных источниках содержатся не просто абстрактные
формулы, о
том, что нужно делать в случае причинения, например,
обиды, но и в доходчивой форме объясняется почему это надо делать,
то есть задается уверенность на рациональном уровне, что человек
поступает правильно. Получая нравственную поддержку, человек
становится личностно более сильным, и ему легче преодолеть
страдания. Так, необходимость прощать обидчиков обосновывается
следующим образом (мы
здесь приведем несколько формул):
а) «Подвергаясь различным обидам от людей, мы будем радоваться не
просто, не бессмысленно, но на том основании, что находим
благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях,
прощая ближнему»;
2
б) «...вспомни перед Господом свои грехи,
которыми ты оскорбляешь его, и через это сознание смирись, и прими
несправедливое поношение как уже должное»;
3
в) «Если потерпишь
оскорбление, радуйся, ибо, если это несправедливо, то велика тебе
награда за это, а если справедливо, то избавишься от наказания» (Св.
Нил Синайский).
4
Показывается, что прощение приносит пользу,
1
Ответы на 1140 вопросов о духовной жизни. М., 1994. С. 157.
Все цитаты данной части подобраны И.Г. Колосовой.
2
Там же. С. 95.
3
Там же. С. 121.
4
Там же. С. 139.
                                                39

                                                                  Приложение.

         Психотерапевтическая форма компенсации
                    морального вреда.

      В психотерапии, как отечественной так и зарубежной, накоплен
достаточно большой арсенал средств психологической помощи
людям, получившим моральные травмы. Большой багаж в этом плане
имеется и у христианской религии.
      В данной части работы делается попытка выделения некоторых
психотерапевтических формул, заложенных в христианской религии
и помогающих облегчить или совсем снять физические и
нравственные страдания.
      Суть первого положения такого рода заключается в
рекомендации прощать обиды. «Одно слово ПРОСТИ с сердечным
сознанием попаляет врагов и мир дарует»1∗. Прощение – важное
средство снижения нравственных и физических страданий, так как
обиды и гнев – это источники стрессорных реакций, способных
истощать организм и постоянно воссоздающих плохое настроение,
что мешает в решении других жизненных проблем, просто не дает
нормально воспринимать мир и радоваться жизни.
      В религиозных источниках содержатся не просто абстрактные
формулы, о том, что нужно делать в случае причинения, например,
обиды, но и в доходчивой форме объясняется почему это надо делать,
то есть задается уверенность на рациональном уровне, что человек
поступает правильно. Получая нравственную поддержку, человек
становится личностно более сильным, и ему легче преодолеть
страдания. Так, необходимость прощать обидчиков обосновывается
следующим образом (мы здесь приведем несколько формул):
а) «Подвергаясь различным обидам от людей, мы будем радоваться не
просто, не бессмысленно, но на том основании, что находим
благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях,
прощая ближнему»;2 б) «...вспомни перед Господом свои грехи,
которыми ты оскорбляешь его, и через это сознание смирись, и прими
несправедливое поношение как уже должное»;3 в) «Если потерпишь
оскорбление, радуйся, ибо, если это несправедливо, то велика тебе
награда за это, а если справедливо, то избавишься от наказания» (Св.
Нил Синайский).4 Показывается, что прощение приносит пользу,
  1
    Ответы на 1140 вопросов о духовной жизни. М., 1994. С. 157.
  ∗
    Все цитаты данной части подобраны И.Г. Колосовой.
  2
    Там же. С. 95.
  3
    Там же. С. 121.
  4
    Там же. С. 139.