Юридико-психологические аспекты правового института компенсации морального вреда. Будякова Т.П. - 41 стр.

UptoLike

Составители: 

41
которое получает потерпевший, более значимо: он, получает
признание от Бога. В Нагорной проповеди об этом сказано так:
«Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы» (Матф. 5, 7).
Следующим правилом психотерапевтического толка, которое
можно вывести из смысла христианского учения, можно считать
следующее: Надо формировать у себя личностные качества,
помогающие переносить различные тяготы. К
этим качествам
относятся: терпение, необидчивость, равнодушное отношение к
бедам, к деньгам, которые часто бывают причиной страданий. Можно
привести следующие иллюстрации: а) «Надо охотно переносить
скорби» (Преподобный Макарий Великий);
1
б) «Неисправимости и
немощи их терпеливо сносить»;
2
в) «Нет ничего сильнее кротости:
как вода угашает камень, так и слово кроткое утишает душу,
горящую гневом паче пещи огненной»;
3
г) «Не нужно печалиться о
потере денег»;
4
д) «Если ты на кого обиделся, то знай, что ты горд,
любишь себя, кайся в этом и укоряй себя».
5
В арсенале психотерапевтических средств христианской
религии есть и интересные психотерапевтические техники. Так, для
формирования у себя указанных личностных качеств, Святой
Димитрий Ростовский рекомендует: «Смотреть на цветы полевые»,
поскольку Господь велит, «чтобы мы познавали суету и скоротечность
нашей жизни»
6
.
Нужно отметить, что положения христианского учения не такие
догматичные, как принято считать. Они отражают сложность
изменяющейся человеческой жизни, человеческих отношений. Так,
говоря о необходимости кроткого поведения, в то же время
отмечаются ситуации, когда можно проявить эмоциональность: «Если
кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности,
тот не будет осужден», –
говорит Блаж. Феофилакт Бом
7
.
Далее можно выделить такую психотерапевтическую установку,
которая призывает относиться к переживаемому несчастью не как к
самому важному событию в жизни. Иначе это порождает уныние: в
сознании фиксируется генеральная установка, вызванная страхом,
обидой, сложными аффективными переживаниями, которая
окрашивает все происходящее в жизни данного человека в темные
тона. События оцениваются с точки
зрения негативного факта,
породившего болезненную установку. Христианское учение в этом
1
Там же. С. 90.
2
Там же. С. 29.
3
Святой Дмитрий Ростовский. Указ. соч. С. 56.
4
Ответы на 1140 вопросовС. 109.
5
Там же. С. 120.
6
Святой Дмитрий Ростовский. Указ. соч. С. 56.
7
Ответы на 1140 вопросовС. 205.
                                                   41

которое получает потерпевший, более значимо: он, получает
признание от Бога. В Нагорной проповеди об этом сказано так:
«Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы» (Матф. 5, 7).
      Следующим правилом психотерапевтического толка, которое
можно вывести из смысла христианского учения, можно считать
следующее: Надо формировать у себя личностные качества,
помогающие переносить различные тяготы. К этим качествам
относятся: терпение, необидчивость, равнодушное отношение к
бедам, к деньгам, которые часто бывают причиной страданий. Можно
привести следующие иллюстрации: а) «Надо охотно переносить
скорби» (Преподобный Макарий Великий);1 б) «Неисправимости и
немощи их терпеливо сносить»;2 в) «Нет ничего сильнее кротости:
как вода угашает камень, так и слово кроткое утишает душу,
горящую гневом паче пещи огненной»;3 г) «Не нужно печалиться о
потере денег»;4 д) «Если ты на кого обиделся, то знай, что ты горд,
любишь себя, кайся в этом и укоряй себя».5
      В арсенале психотерапевтических средств христианской
религии есть и интересные психотерапевтические техники. Так, для
формирования у себя указанных личностных качеств, Святой
Димитрий Ростовский рекомендует: «Смотреть на цветы полевые»,
поскольку Господь велит, «чтобы мы познавали суету и скоротечность
нашей жизни»6.
      Нужно отметить, что положения христианского учения не такие
догматичные, как принято считать. Они отражают сложность
изменяющейся человеческой жизни, человеческих отношений. Так,
говоря о необходимости кроткого поведения, в то же время
отмечаются ситуации, когда можно проявить эмоциональность: «Если
кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности,
тот не будет осужден», – говорит Блаж. Феофилакт Бом7.
      Далее можно выделить такую психотерапевтическую установку,
которая призывает относиться к переживаемому несчастью не как к
самому важному событию в жизни. Иначе это порождает уныние: в
сознании фиксируется генеральная установка, вызванная страхом,
обидой, сложными аффективными переживаниями, которая
окрашивает все происходящее в жизни данного человека в темные
тона. События оцениваются с точки зрения негативного факта,
породившего болезненную установку. Христианское учение в этом

  1
    Там же. С. 90.
  2
    Там же. С. 29.
  3
    Святой Дмитрий Ростовский. Указ. соч. С. 56.
  4
    Ответы на 1140 вопросов… С. 109.
  5
    Там же. С. 120.
  6
    Святой Дмитрий Ростовский. Указ. соч. С. 56.
  7
    Ответы на 1140 вопросов… С. 205.