Юридико-психологические аспекты правового института компенсации морального вреда. Будякова Т.П. - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

40
благо тому, кто прощает. Это усиливает психотерапевтическое
воздействие положений христианского учения.
Следующей ступенью в использовании формулы прощения для
человека, уже ставшего морально более сильным, является
положение не просто о прощении обиды, которое делает человека
эмоционально нейтральным по отношению к своему обидчику, а о
формировании к обидчику добрых чувств. В психотерапевтическом
смысле это означает, что даже воспоминание об обидах и обидчике
будет носить характер положительных эмоций, то есть не вызовет
былых страданий: обидчик будет ассоциироваться с хорошим,
положительным. Религиозные формулы выглядят в этом случае так: а)
«Вопрос: Как отзываться об оскорбляющих и укоряющих? Ответ: Мы
должны говорить о них хорошее и
хвалить их» конечно, речь идет о
похвале к врагамвеличайший выкуп наших грехов»;
1
г) «Когда
другой худо за хорошие дела;
2
б) «...надо не только прощать, но и
молиться за оскорбителя»;
3
в) «Любовь говорит о тебе, то мсти ему
одобрением и похвалами»;
4
д) «...ничем, кроме слова или дела
доброго со стороны того, на кого раздраженный гневается»;
5
е) «Любящий врага своего угашает силу огненную»;
6
ж) «Люби врага
своего... спасешь и его и свою душу»
7
; з) «Любящий врага своего
есть чудотворец»;
8
и) «Любящий врага своего укрощает волны
морские и претворят бурю в тишину».
9
Наиболее емко схема перемены отношения к обидчику в
лучшую сторону выражена у Святого Феофана Затворника: «В душе
искренне примирились с ним и желаете мира в обращении... Ищите
случая сделать добро, без ведома его. Узнав о нем после свершения,
он скорее одумается. Но, встречаясь с ним, соблюдайте мир в сердце и
проходите, не затрагивая его, и только молясь о нем».
10
Здесь через
заботу о виновном показан путь уменьшения собственных страданий.
А суть заботыв перевоспитании обидчика, в формировании в нем
доброго, за что его можно полюбить. При этом не нужно ждать
благодарностей от того, кому сделали добро, учит Святой Феофан
Затворник. Это указание в психотерапевтическом смысле помогает не
переживать из-
за возможных дополнительных негативных
переживаний, связанных с общением с причинителем вреда, благо,
1
Там же. С. 107.
2
Там же. С. 120.
3
Там же. С. 121.
4
Там же. С. 188.
5
Святой Дмитрий Ростовский и его избранные творения. СПб.: Святослов, 1998. С. 57.
6
Там же. С. 55.
7
Там же. С. 55.
8
Там же. С. 58.
9
Там же. С. 55.
10
Ответы на 1140 вопросовС. 42.
                                               40

благо тому, кто прощает. Это усиливает психотерапевтическое
воздействие положений христианского учения.
      Следующей ступенью в использовании формулы прощения для
человека, уже ставшего морально более сильным, является
положение не просто о прощении обиды, которое делает человека
эмоционально нейтральным по отношению к своему обидчику, а о
формировании к обидчику добрых чувств. В психотерапевтическом
смысле это означает, что даже воспоминание об обидах и обидчике
будет носить характер положительных эмоций, то есть не вызовет
былых страданий: обидчик будет ассоциироваться с хорошим,
положительным. Религиозные формулы выглядят в этом случае так: а)
«Вопрос: Как отзываться об оскорбляющих и укоряющих? Ответ: Мы
должны говорить о них хорошее и хвалить их» конечно, речь идет о
похвале к врагам – величайший выкуп наших грехов»;1 г) «Когда
другой худо за хорошие дела;2     б) «...надо не только прощать, но и
                          3
молиться за оскорбителя»; в) «Любовь говорит о тебе, то мсти ему
одобрением и похвалами»;4 д) «...ничем, кроме слова или дела
доброго со стороны того, на кого раздраженный гневается»;5
е) «Любящий врага своего угашает силу огненную»;6 ж) «Люби врага
своего... спасешь и его и свою душу»7; з) «Любящий врага своего
есть чудотворец»;8 и) «Любящий врага своего укрощает волны
морские и претворят бурю в тишину».9
      Наиболее емко схема перемены отношения к обидчику в
лучшую сторону выражена у Святого Феофана Затворника: «В душе
искренне примирились с ним и желаете мира в обращении... Ищите
случая сделать добро, без ведома его. Узнав о нем после свершения,
он скорее одумается. Но, встречаясь с ним, соблюдайте мир в сердце и
проходите, не затрагивая его, и только молясь о нем».10 Здесь через
заботу о виновном показан путь уменьшения собственных страданий.
А суть заботы – в перевоспитании обидчика, в формировании в нем
доброго, за что его можно полюбить. При этом не нужно ждать
благодарностей от того, кому сделали добро, учит Святой Феофан
Затворник. Это указание в психотерапевтическом смысле помогает не
переживать     из-за   возможных      дополнительных      негативных
переживаний, связанных с общением с причинителем вреда, благо,

  1
    Там же. С. 107.
  2
    Там же. С. 120.
  3
    Там же. С. 121.
  4
    Там же. С. 188.
  5
    Святой Дмитрий Ростовский и его избранные творения. СПб.: Святослов, 1998. С. 57.
  6
    Там же. С. 55.
  7
    Там же. С. 55.
  8
    Там же. С. 58.
  9
    Там же. С. 55.
  10
     Ответы на 1140 вопросов… С. 42.