Составители:
Рубрика:
25
собление, самоуничтожение носит метафизический и физический
характер. Зло есть космическое состояние: и смерть, и убийство, граж!
данская война. Судьба всего мира – участвовать сообща во зле и стра!
дать от него. Беспокойство, жажда мира, одержимость злом челове!
ческой души есть бытие, сознающее свою пустоту и нереальность.
Само существо зла в том, что небытие утверждает себя как бытие.
Но кто повинен в грехопадении мира? Почему мир не таков факти!
чески как в своей глубинной первооснове? Бог, дух зла или я сам, –
спрашивает Франк.
Всякое зло имеет в конечном итоге духовную природу, человек
подчиняется силам зла как его орудие или раб. Нас тянет ко злу (лишь
добро мы выбираем свободно). Грехопадение мира и мое грехопаде!
ние есть одно, потому что внешнее совпадает с внутренним. Зло вла!
ствует над миром так, что его средоточие находится во всем и во мне
также. Но тогда где же всеединство Бога и Света Правды?
Франк отвечает: зло есть неправда, оно не может уничтожить Свет
Правды, само вселенское бытие, и действует лишь в его пределах.
Оно есть отражение в бездне небытия реальности Бога как всеобъеди!
няющего и всепроникающего всеединства. Зло есть зарождение из
несказанной бездны, которая лежит на пороге между Богом и не!Бо!
гом. Бог заставляет зло губить себя само изнутри. Эта глубина – я
сам со своим опытом виновности, греха как постижения зла, нару!
шения существа бытия. При рассмотрении зла как страдания Франк
отмечает, что в страдании есть не только зло, но и смысл, исцеление
от зла и искупление, возврат к подлинной реальности, к Богу [10,
c. 528–555].
В последней глубине Бытия есть и Свет и тьма, добро и зло, непо!
стижимое и таинственное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Попробуем сравнить основные положения рассмотренных концеп!
ций. У Н. О. Лосского мир отделен от Бога, находится ниже его. У
Л. П. Карсавина мир в «средине» Бога, ближе к центральной ипоста!
си Бога. У С. Л. Франка Бог спрятан в глубине мира. Если мы пред!
ставим себе картину мира как схему, то у Лосского это пирамида,
состоящая из подвижных творческих субстанциальных и эволюцио!
нирующих вверх или вниз деятелей, верхушкой которой является
Абсолют, Бог. У Франка это пирамида, обращенная вниз, вглубь,
скорее даже бесконечная воронка, выйти из которой можно лишь
добравшись до самой сути. У Карсавина мир словно пульсирует, то
стягиваясь, то расширяясь (потенциально) до Бога.