Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

24
и неправде, добру и злу. Мир вообще полон зла. Как примирить ре!
альность Божества с мировым злом?
Связь между Богом и миром не является причинно!временной или
временно!логической. Мир не был сотворен и не творится Богом, ибо
это ставит его во временную плоскость. Начало мира лежит в верти!
кальном измерении, перпендикулярном к горизонтальной линии бес!
конечного потока времени. Мир имеет абсолютный предел, конеч!
ную цель также вне плоскости времени. Мир следует из Бога, но Бог
не субстанция и не субстрат мира. Мир есть плоть Бога, Его одеяние,
иное Бога, в котором раскрывается Бог. Мир потенциально челове!
чен, совпадает с человеком и является солидарным внутренним един!
ством [10, c. 517–528].
Проблема теодицеи
Рассматривая проблему основания или происхождения зла, Франк
отмечает, что неосмысленность мира, в глубине своей божественно!
го, дает простор для господства зла. Трудность проблемы теодицеи
обычно используется для обоснования неверия, отрицания Бога.
Обычно, отмечал философ, делаются два умозаключения: 1) если в
мире есть зло, несовместимое с благостью и могуществом Бога, зна!
чит, Бога нет; 2) раз реальность зла в мире несовместима с Бытием
Бога, а Бог есть, значит, зла на самом деле нет, или оно на самом деле
обнаружение мудрости Бога. Значимость проблемы, считает Франк,
преувеличивают.
Для Франка очевидна реальность Бога как абсолютного Первона!
чала всего бытия и всей правды. Зло как тьма, противоположная
свету правды и свету разума не может быть понята, озарена светом.
Объяснить реальность зла – значит найти его основание, обосновать
и тем самым оправдать зло. Но зло неправомерно, не должно быть,
лишено основания. Оно есть некая реальность, не входящая в состав
истинно сущего. Зло нужно не объяснять, а отвергать. Зло – это путь
отъединения, гибели, уничтожения. Выпадая из бытия, зло факти!
чески существует в мире как эмпирическая реальность, как иллю!
зия, обман.
И вот отличие теодицеи Франка: в гармоническом божественном
всеединстве бытия есть трещины, бездны небытия – зла. Иррацио!
нальность бытия несет в себе также и зло. В составе бытия происхо!
дит некая порча, из!за чего сущее противоречиво, становится носи!
телем потенции «не!бытия». Отрицание, «не» как момент индиви!
дуализации бытия, как момент свободы, без которого невозможна
связь бытия, получает абсолютный характер как абсолютное разде!
ление. В результате единично!сущее мнит себя Абсолютом, пытает!
ся присвоить все, поглотить в себя, самоутвердиться. Взаимное обо!