Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

22
Что же соединяет предметное бытие и непосредственное самобы!
тие кроме их непостижимости? Обоим мирам присущи рациональ!
ность и иррациональность, потенциальность, становление, красота.
Эстетический опыт убеждает нас в глубинном единстве, сродстве
«внешнего» и «внутреннего» миров. Красота намекает на гармонию,
но не спасает человека от зла и трагизма. Красота равнодушна к доб!
ру и злу. Она не есть онтологическая первооснова единства [10,
c. 433]. Как это отличается от Достоевского с его «красота спасет
мир» и от традиционной связи добра, истины и красоты.
Глубина бытия есть абсолютная реальность, наша основа, но не
бездна, а прочная почва, родина. Эта первооснова есть истина и ее
свет – правда, живая, целостная как творческий смысл и абсолют!
ный первоисточник бытия.
Первооснова есть по существу непостижимое, безусловное как не!
кий принцип, это первотайна реальности как таковой, открываю!
щаяся духу как сама очевидность, абсолютная правда [10, c. 449].
Но слово для нее найдено. Это Бог, Святыня, Божество. О ней можно
молчать, наслаждаясь ее присутствием в нас и для нас. Но ее можно
также и помыслить, чтобы утвердиться в достоверности Божества.
Бог не принадлежит к предметному бытию, так как имеет сверх!
бытийственный характер, и в этом смысле бог не существует (как
единично сущее). Но Бог не есть и частное содержание безусловного
бытия. Не Бог есть в бытии, а всякое бытие есть в нем и через него. Но
Бог незрим и «сверхчувственно». Он сам открывается в своей сокро!
венности как абсолютно очевидное. Бог есть свет, который прове!
рять нелепо. Все доказательства бытия бога излишни и невозмож!
ны. Излишни, поскольку открывают лишь принудительную исти!
ну, а не живую правду. Невозможны (ни дедуктивные, ни индуктив!
ные), так как Бог не подчинен связям бытия.
Франк вскрывает подлинный смысл онтологического доказатель!
ства, неправильно понимаемого в истории философии. Божество есть
реальность не как «чистая идея», а полновесная конкретная реаль!
ность. Бог есть возможность всего сущего и не сущего и как целое не
может быть отрицаемо. Наша разумность и мудрость есть уже час!
тичность, раздробленность нашего существа. Божество доступно
только сердцу. Только разум, черпающий свет и силы из сердца, мо!
жет улавливать Божество [10, c. 454–460].
Божество ни с чем не сходно, но все остальное сходно с ним как
символ и символизируемое. Все сущее есть символ Божества, и выс!
шее и низшее. Иерархизм сочетается со всеединством, внутренней
солидарностью и однородностью. Непостижимое Божество просве!
чивает через все сущее.