Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

20
в смысле интенции, также неправильно, так как в непосредственном
самобытии нет разделения на субъект и объект, а сознание всегда
содержит в себе момент раздвоения. Это бытие есть сам себя освеща!
ющий свет и освещаемая светом темнота [10, c. 324–325]. Оно есть
непостижимое в его непосредственности. Примеры этого – сумереч!
но!сонное состояние человеческой души, дремота или стихия страс!
ти, экстаза, в том числе мистического (Франк неоднократно вспоми!
нает индийскую философию, с ее отождествлением абсолютного,
«брахмана» и «атмана», глубочайшей основы души).
Двойственность самости как собственного бытия заключается в
том, что она для себя есть некий космос, вечное, абсолютное, но она
не есть всеединство, а отдаляется, противостоит ему. Она есть «все»,
взятое как единичное. В этом смысле человеческая душа сродни Аб!
солютному как безусловно единственному и влечется к нему. Непос!
редственное самобытие есть сущая потенциальность. И эта потенци!
альность как слепая свобода представляет из себя нечто безоснов!
ное, хаос, иррациональное, бессмысленное и необузданное. Но из
нашей «самости» проистекает и другая, истинная свобода как само!
формирование и самоопределение, а значит, и самопреодоление [10,
c. 338–339].
Непосредственное самобытие не может осуществить себя в преде!
лах самого себя, оно должно опереться на что!то иное, выйти за свои
границы, трансцендироваться (в форме познавательной интенции,
практического интереса). Самобытие всегда есть бытие с миром и в
мире. И выход за свои пределы может быть, считает философ, в двух
измерениях: в направлении «вовне» (в другую самость, другое «я»,
«ты») и «вовнутрь» (в чистую объективность, основу самобытия, в
реальность «духа»).
Трансцендирование вовне, или отношение «я – ты» Франк рас!
сматривает как откровение, активное самораскрытие, исходящее от
самой реальности и направленное на меня, причем не ее содержания,
а самой реальности, то есть непостижимого. Восприятие «ты» есть
вторжение в него, общение есть взаимное самораскрытие двух носи!
телей бытия. Встреча с «ты» есть место, где возникает, актуализиру!
ется «я», одновременно с «ты» и конституируется единство «мы».
Бытие «я» есть его укорененность в бытии «мы» как полицентри!
ческой системы. Невозможно утверждать солипсизм, наличие лишь
одного меня без соотносительного «ты», без всех других, без множе!
ства духов или душ.
Можно рассматривать «ты» как чужое, а можно как сходное, род!
ное, в любом случае отношение говорит о внутренней их однороднос!
ти, о том, что в другом тоже есть тайна. Отношения «я – ты» Франк