Составители:
Рубрика:
19
Бытие есть непостижимое по существу, трансрациональное, тай!
на. Бытие как таковое есть безусловно неразложимое простейшее
первичное единство как бытия!для!себя, как идеального обладания
самим собой. Самооткровение бытия присутствует в актах нашего
самосознания, потому что мы сами есть в этом бытии. Чтобы разли!
чать понимание бытия, независимого от нас, от бытия, которое все!
гда с нами и для нас, Франк вводит понятие реальности. Реальность
– это единство бытия и истины, данной самой себе и нам, поскольку
мы сами есть эта реальность. Реальность сознается нами вполне кон!
кретно, непосредственно переживается нами как конкретная полно!
та и органическое единство, как целостное единство сознания и со!
знаваемого. Реальность совпадает с вселенской жизнью в данном ча!
стном отрезке. Действительность есть то, что постижимо в реально!
сти, сама реальность непостижима по существу [10, c. 285–290].
Но непостижимое есть не только всеобъемлющая полнота. Оно
есть ничто, «ни то, ни другое», чистое незнание. Но идти по пути
отрицания – значит попасть, считает философ, в порочный круг.
Истинный смысл отрицания заключается в различении, дифферен!
цировании бытия, раскрытии его онтологической структуры. Отри!
цательное отношение принадлежит к составу самого бытия. Реаль!
ность утверждается и в форме негативности. Непостижимое не мо!
жет быть уловлено ни в каком суждении вообще. Необходимо анти!
номистическое познание, умудренное, ведающее неведение. Следуя
Николаю Кузанскому, С. Л. Франк говорит не о колебании между
противоположностями, а о твердом укреплении в единении противо!
положностей. «Всякий окончательный, сполна овладевающий ре!
альностью и ей адекватный синтез никогда не может быть рацио!
нальным, а, напротив, всегда трансрационален» [10, c. 313]. Анти!
номистический монодуализм, по выражению Франка, позволяет ви!
деть в любом логически раздельном внутреннюю слитость, трансра!
циональное единство тождества и различия. Он позволяет быть и
над противоположностями, и между ними. А это приводит к идее
троичности как выражению последней тайны бытия.
Что же лежит за пределами всякого предметного бытия? Это не!
посредственное самобытие, совпадающее с нами и являющееся как
внутреннее бытие. Поскольку для большинства философов, пишет
Франк, предметное бытие и бытие совпадают, то внутреннее, или
«душевное», бытие является частью предметного бытия. На самом
же деле внутреннее бытие есть средоточие человеческой жизни. Сжа!
тое до точки это внутреннее бытие предстает как субъект познания в
традиционном смысле, но эта точка не исчерпывает внутреннего бы!
тия и с ним не совпадает. Называть это внутреннее бытие сознанием,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- …
- следующая ›
- последняя »