Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
щую жизнь. Абсолютное не бесформенно, слитно, предполагает мо!
надообразную форму бытия. Всеединство Бытия есть царство духов,
где одно существует всегда для другого, в другом.
Трезвому, рассудочному уму дан прозаический образ мира – мир
предметный, знакомый. Наша господствующая установка, отмечает
философ, что мир нам известен, и известное, знакомое нам и есть весь
мир. Но позади всего предметного, логически постижимого мира мы
чуем непостижимое как некую реальность, которая лежит в ином
измерении бытия. Это непостижимое Франк пытался проследить в
трех слоях бытия: 1) в окружающем нас мире как предметном бы!
тии; 2) в нашем собственном бытии и духовной основе нашей душев!
ной жизни и 3) в том слое реальности, который в качестве первоосно!
вы и первоединства объединяет и обосновывает эти разнородные миры
[10, c. 198]. Познаваемый мир окружен со всех сторон темной без!
дной непостижимого, но и все познанное, знакомое не перестает ос!
таваться для нас непостижимой тайной [10, c. 217].
Бытие представляет прежде всего металогическое единство,
сплошное, внутренне слитное, напоминающее клубок спутанных
узоров. Интуиция и позволяет созерцать эту целостность как кон!
кретный образ бытия, давая немое знание. Не все может быть выс!
казано и определимо. В реальности всегда остается момент ирра!
ционального. Бытие трансфинитно, оно есть единство определен!
ности и неопределенности. Как всеобъемлющее целое оно всегда
есть нечто большее и иное, чем все мыслимое, чем оно само как
законченное, оно есть возможность и того, что оно не есть. Реаль!
ность может быть лишь пережита. Бытие экстенсивно и интенсив!
но, оно выходит за пределы того, что есть не только во внешнем
объеме, но и в глубине. Все сущее в его конкретности пронизано
потенцией бытия как такового [10, c. 243–244]. Бытие есть по!
тенциальность («сущая мочь»), и становление; все сущее есть и
то, что оно еще не есть. Поскольку бытие уже есть, в нем царит
необходимость, поскольку оно есть потенциальность, оно есть пер!
вичная свобода.
Реальность в ее полноте всегда шире действительности, действи!
тельность есть лишь отрезок рационального в составе реальности, за
пределами которого иррациональное, непостижимое, только пере!
живаемое. То, что актуально есть, отличается от того, что может
быть. Но возможное значит не только в логическом смысле, а как
возможность осуществиться. Мир мыслимый или идеальный тоже в
какой!то степени «есть», входит в состав бытия. Но бытие или ре!
альность есть момент более глубокий или первичный, чем понятие
«мышления» или «сознания» [10, c. 277].