Онтологическая проблематика в русской религиозной философии XX века. Бурова М.Л. - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

23
Отношение Бога ко «мне и к миру» – следующий предмет раз!
мышления С. Л. Франка. Открывающееся Божество испытывает!
ся человеком конкретно как «мой Бог» и «Ты». А отношение «я!
ты» есть отношение любви, ощущение родной почвы. Любовь к
Богу есть онтологическая основа любви к ближнему, а второе есть
образ проявления первого. И в этом отношении с Богом как моим
или Ты возникает сам человек как «я» и вечно сохраняется мое
бытие. Даже если я покидаю Бога, он не покидает меня, уверен
философ.
Бог обращает к нам свой Голос, свое Слово. Слово выражает саму
непостижимую реальность в ее абсолютности. Тайна Слова есть тай!
на непостижимого как такового. Слово есть откровение, человечес!
кое слово проистекает из божественного Слова, и потому несовер!
шенно, даже в поэзии. Человеку нельзя пересказать Слово божье, но
можно узреть в живом человеческом образе Иисуса Христа. Открове!
ние Бога носит не только общий, но и конкретный характер, и это
единство форм откровения наиболее ясно в религиозной мистике, в
соединении философии и религии, в гнозисе. По отдельности же фи!
лософия и религия выдвигают на первый план или общее, или конк!
ретное откровение [10, c. 466–481].
Но может ли всеобъемлющий Абсолют быть воспринят как «Ты»,
оставаясь при этом абсолютом и подлинным «ты»? Можно ли мыс!
лить Бога как личность? Божество по существу сверхлично, но явля!
ется как личность. Момент личности принадлежит к полной акту!
альности Божества. Безличный абсолют обедняет Божество. Само
же Абсолютное есть полнота, богатство, всеобщность. Мой Бог есть
и Божество в его непостижимости и личное «Ты». Но автономен ли я
от Бога в моем бытии или меня вообще нет, и нет ничего кроме Бога
(можно еще предположить, что я есть Бог)?
И здесь нужно согласовать божье всемогущество и «мою» свобо!
ду, что возможно только в форме трансрационального синтеза, умуд!
ренного неведения. Всемогущество Бога и моя свобода находятся в
двух слоях бытия. Мое отношение к Богу может быть в виде любви
как ответ на его любовь, обнаружение его любви, но и отвержение
Бога есть обнаружение формы его присутствия во мне. Бытие с Богом
есть жизнь в ее сокровенной интимности и индивидуальности. Бог со
мной есть богочеловеческое бытие, поскольку «я» укоренено в «мы».
Но помимо указанного двуединства есть еще третье начало – мир в
форме единства фактического и безличного бытия. Мир может пред!
ставлять значительным, рационально постижимым и рационализи!
рованным и непостижимо чудесным. Это ставит вопрос об основа!
нии, происхождении мира. Но мир нейтрален, равнодушен к правде