Отбор и прием персонала: Оценка творческих способностей персонала. Быковский В.В - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Для достижения оптимального результата необходимо на этапе отбора персонала выявлять креа-
тивные личности, которые в дальнейшем обеспечат инновационный путь развития предприятия.
ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ
Экспериментальное изучение креативности является сравнительно новой областью психоло-
гии и осуществляется с конца 50-х годов XX века. Поиск единого показателя креативности не дал
положительного результата. Выяснилось, что креативность включает совокупность интеллекту-
альных и личностных качеств, проявление которых обусловлено различными факторами.
В современной психологической практике существует два основных подхода к изучению творче-
ского потенциала личности. Для первого характерно изучение креативности с помощью стандартизиро-
ванных методик (тестов) (А. Бине, Дж. Гилфорд, К. М. Гуревич, Р. Мейли, Е.П. Торранс, Л. Термен и
др.). Методический центр второго направленияизучение творческих возможностей с помощью про-
блемных ситуаций, творческих заданий, непосредственно в деятельности (Дж. Фельдхьюсен,
А.И. Савенков и др.).
Можно выделить четыре основных направления экспериментального изучения творческого потен-
циала: креативность как продукт, как процесс, как способность и как свойство личности. Эти атрибуты
креативности, по мнению исследователя, универсальны и являются общими как для науки, так и для ис-
кусства.
В контексте первого направления творчество изучается по трем основным характеристикам творче-
ского продукта: по количеству, качеству (оригинальности, уникальности), значимости. Вместе с тем
большинство исследователей подчеркивают, что продукт творческой деятельности не может рассматри-
ваться в качестве единственного критерия творчества, так как оценка продукта проводится на основе
экспертной оценки и зависит от многих субъективных факторов (индивидуальных вкусов, суждений,
культурных традиций и т.д.). Как показали исследования, среди большого числа выделяемых оценок
творческого продукта лишь немногие имеют непосредственное отношение к творчеству, а остальные
характеризуют общую продуктивность работы испытуемых.
Второе направление исследований составляет изучение креативности как процесса. Выделяются
различные стадии, уровни и типы творческого мышления.
В качестве показателей креативного процесса выделяются: чувствительность к проблеме, способ-
ность к синтезу, к воссозданию недостающих деталей, прогнозированию, способности к дивергентному
мышлению.
Наиболее распространенным в исследовании креативности как типа мышления является тест отда-
ленных ассоциаций. Это вербальный тест, созданный на основе ассоциативной теории творчества.
Творческий процесс рассматривается как переформирование ассоциативных элементов в новые комби-
нации, отвечающие поставленной задаче. Чем более удалены друг от друга элементы новой комбина-
ции, тем «более творческим» является процесс решения. В своей современной форме тест состоит из
тридцати словесных триад, где каждый элемент взят из удаленных ассоциативных областей. Испытуе-
мый должен установить ассоциативную связь между ними.
Третье направление рассматривает креативность как способность. Выделяется шесть параметров
креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию
большого числа идей; 3) гибкостьспособность к продуцированию разнообразных идей; 4) оригиналь-
ностьспособность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект,
добавляя детали;
6) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
На основе этих теоретических предпосылок разработаны тесты программы исследования способно-
стей, которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.
Необходимо отметить, что большинство тестов в современной психологии сориентировано на вы-
явление дивергентных способностей, когда оценивают не число правильных ответов, а соответствие за-
данию, что должно осуществлять поиск нестандартных решений.
Развитие этого направления привело к определению креативности как способности к обостренно-
му восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии и т.д.
Творческий акт включает в себя ощущение трудности, поиск решений, возникновение и формулирова-
ние гипотез относительно отсутствующих элементов, проверку и перепроверку гипотез, возможность
их модификаций и сообщение результатов. Креативность оценивается по показателям беглости, гибко-
сти, оригинальности и совершенству; вводится также и обобщенная шкала творческих способностей.