Отбор и прием персонала: Оценка творческих способностей персонала. Быковский В.В - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Факторный анализ тестов выявил показатели, соответствующие специфике заданий, а не парамет-
рам легкости, гибкости, точности и оригинальности.
Легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых заданий, и, следовательно, тестовые
нормы получаются аналогично нормам тестов скоростного интеллекта.
Гибкость оценивается как число переключений с одного класса объектов к другому. Проблема за-
ключается в разбиении на классы. Число и характеристика классов определяется экспериментатором,
что порождает произвольность.
Оригинальность оценивается по минимальной частоте данного ответа в однородной группе. Тем
самым оценки оригинальности «привязаны» к частотам ответов, которые дает выборка стандартизации.
Исследователи выявили зависимость между уровнем интеллекта и уровнем креативности. В даль-
нейшем эти данные вошли в теорию интеллектуального порога, сущность которой заключается в том,
что при IQ ниже 115 – 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор,
при IQ выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.
Дружинин В.Н. предположил, что, возможно, креативность определена по отношению к тому или
иному материалу и базируется не на общем интеллекте, а на парциальных интеллектуальных факторах,
что подтверждает гипотезу о функционировании специфических интеллектуально-креативных свойств.
Обобщая информацию, можно констатировать, что диагностика креативности в проанализирован-
ных экспериментальных программах в основном ограничена диагностикой творческого мышления.
Кроме этого, выделенные параметры (беглость, гибкость и т.д.) недостаточны и не отражают всех каче-
ственных характеристик проявления креативности.
Четвертое направление в изучении креативности ориентируется на исследование личности и свя-
зывает творческие процессы с «самоактуализацией».
Разработан тест, с помощью которого можно исследовать различия в предпочтении сложных и про-
стых объектов. Установлено, что творческие личности при выполнении этого теста отдают предпочте-
ние более сложным, комплексным и асимметричным фигурам, это отделяет их от нетворческих лично-
стей. Таким образом проявляется их толерантность к неструктурированным стимулам и к данным, про-
тиворечащим прошлому опыту индивида. Предпочтение сложных рисунков (неправильных, нечетких,
асимметричных) обнаружилось у художников, талантливых научных исследователей, архитекторов, пи-
сателей. Такое предпочтение положительно коррелирует с рядом черт, характерных для творческой
личности: беглостью речи, импульсивностью, независимостью суждений, оригинальностью и широтой
интересов.
Особое место занимают исследования мотивационных характеристик творчества.
В последнее время разработана методика диагностики общей одаренности, которая включает инте-
гративные личностные характеристики (любопытство, сверхчувствительность к проблемам, способ-
ность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке характеристики сферы умственного
развития: оригинальность мышления, гибкость, продуктивность, способность к анализу и синтезу, клас-
сификация и категоризация, концентрация внимания, память); характеристики сферы личностного раз-
вития (увлеченность содержанием задачи, соревновательность, широта интересов, юмор).
Одна из важных проблем, сопровождающая экспериментальные исследования креативности, связа-
на с тем, что изучение креативности предполагает определенные условия, отличные от исследований
интеллекта, а именноотсутствие критерия лимита времени, атмосферы соревнования, критериев пра-
вильных ответов. При этих условиях корреляция между показателями креативности и интеллекта будет
минимальна. Таким образом, чтобы тесты на креативность затрагивали собственно творчество, условия
их выполнения должны приближаться к реальным, «внетестовым» ситуациям. Исследователи показали,
что мотивации достижений, соревновательная, социального одобренияблокируют самоактуализацию
личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей. Необходимо отказаться от жестких ли-
митов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа, то есть
отвергнуть такой критерий креативности, как точность. Для проявления творчества нужна непринуж-
денная обстановка, где есть свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания. Ар-
гументы: в отличие от целенаправленной деятельности, творчество спонтанно, нецелесообразно, непро-
извольно. Оно не может быть регламентировано во времени. Креативность проявляется спонтанно и не-
подвластна внешней и внутренней регуляции. Поэтому тестирование при определенных условиях
может выявить креативных людей, но не может точно определить некреативных.
Широко используется разработанный Д.Б. Богоявленской метод «креативного поля», с помо-
щью которого диагностируется уровень интеллектуальной творческой активности.