История экономических учений. Экономическая мысль Древнего мира (Древняя Греция и Древний Рим). Былынь В.Р - 2 стр.

UptoLike

ВВЕДЕНИЕ
Исторический период, обозначаемый термином «Древний мир»,
охватывает отрезок времени с IV тысячелетия до н.э. по первую по-
ловину I тысячелетия н.э. История древнего мираэто история
древних цивилизаций, древних классовых обществ, для которых
характерен высокий для того времени уровень развития производи-
тельных сил, позволявший производить прибавочный продукт
1
. На
этой основе возникает классовое деление общества, государства и
ускоряется культурный и технологический прогресс, что и позволя-
ет называть такие общества цивилизациями. Социальная структура
таких обществ достаточно сложна. В них выделяется высший класс
это лица, не занятые производительным трудом и эксплуатирующие
чужой труд, т. е. живущие за счет присвоения результатов
труда дру-
гих. К низшему классу относятся подневольные люди, не имеющие
средств производства и сами являющиеся собственностью эксплуа-
тирующих. Высший классэто рабовладельцы, низшийрабы. Ра-
бовладельцы эксплуатировали не только рабов, однако эксплуата-
ция рабов была наиболее полной, поэтому рабовладельцы стреми-
лись превращать по возможности в рабов и других эксплуатируе-
мых
. Такая экономика называется рабовладельческой.
3
В течение рассматриваемого периода рабовладельческие обще-
ства проходят длительный путь эволюции, начиная с превращения в
рабов однообщинников за долги и использования в качестве рабов
плененных в ходе военных захватов женщин и детей (мужчин уби-
вали), до обществ, где рабский труд играет важную или даже основ-
ную
роль (Древняя Греция и особенно Древний Рим).
Общая тенденция, прослеживаемая в Древней Греции и Древ-
нем Риме, – проведение мероприятий, направленных, по сути, на
ликвидацию остатков родового строя. В ходе реформ Солона (нача-
ло VI в. до н.э.) в Древней Греции и принятием в конце IV в. до н.э.
закона Петелия-Патрия
в Древнем Риме было ликвидировано долго-
вое рабство. В результате граждане античных государств не могли
быть превращены в рабов. Рабство стало уделом варваров, а «мяг-
кие» патриархальные формы рабовладельческого строя сменяются
классическими. Особенно тяжелым было положение рабов в Древ-
нем Риме. Если в Древней Греции рабский труд применялся, в ос-
новном, в сфере ремесла и торговли, то в Древнем Риме рабы-
военнопленные эксплуатировались по преимуществу в сельском
хозяйстве. Рабы в социальном плане во многом лишаются атрибутов
человеческого существа. Они являются собственностью рабовла
-
дельцев, наряду с орудиями труда, рабочим скотом и т.п. Рабов про-
давали и покупали, могли подвергнуть любому наказанию, убить
без каких-либо последствий для рабовладельца
2
.
Первыми в истории цивилизациями были древние восточные
общества, начавшие развиваться около VII тысячелетия до н.э. Ев-
ропейские цивилизации развиваются позже, на рубеже II–III тыся-
челетий до н.э. Существенно различается социально-экономический
тип этих цивилизаций. На Востоке, в частности, из-за необходимо-
сти создания и поддержания масштабных ирригационных систем,
решающую роль
играла общественная организация труда. На этой
основе общественные функции приобретают самостоятельность по
отношению к обществу, их роль в общественной организации труда
монополизируется государем-деспотом и его окружением. В обще-
ственных работах участвует практически все население. Труд кре-
стьян и ремесленников используется не только на хозяйственных
объектах, но и для сооружения царских
усыпальниц, храмов, гран-
диозных пирамид. Государственная собственность на землю сочета-
ется с частным землевладением и общинным землепользованием,
при этом частные хозяйства имеют подчиненный характер. Ведущая
роль коллективной формы труда, господство натурального хозяйст-
ва, высокая степень зависимости трудящихся от государства пре-
вращают земледельческую общину в устойчивое образование. В
Древнем Востоке возникает
и рабство, которое сосуществует с сель-
ской общиной.
Государства Древнего Востока характеризуются следующими
особенностями: рабы не были основной производительной силой,
так как в производстве материальных благ, в основном, были заняты
2
По указу императора Константина I от 319 г. н. э. за смерть раба от бичева-
ния или от заключения в оковы господин не нес никакой ответственности, но при
этом запрещалось преднамеренно убивать рабов дубинками, камнем, оружием,
повешением, огнем, отравлением, сбрасыванием с высоты, растерзанием дикими
зверями. Этот список недозволенных способов убийства рабов дает
представление
о действительном их положении в Риме.
1
Семья крестьянина в Древнем Египте, например, производила продовольст-
вия в 3 раза больше, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей.
4