История экономических учений. Экономическая мысль Древнего мира (Древняя Греция и Древний Рим). Былынь В.Р - 4 стр.

UptoLike

дует отнести труды Аристотеля, особенно его анализ формы стои-
мости и постановку вопроса об источнике богатства ростовщиче-
ского и торгового капитала. У римских авторов можно отметить
лишь нечетко выраженную мысль Катона о необходимости соответ-
ствия размеров массы средств производства и подмеченную Варро-
ном зависимость доходности рабовладельческой виллы от ее место-
положения
по отношению к рынку сбыта. Эту зависимость можно
признать отдаленным прообразом будущей теории дифференциаль-
ной ренты (по местоположению).
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1. Социально-экономическое развитие древнегреческого полиса
Первый период древней греческой истории носит название ми-
кенского, по названию микенской цивилизации, основанной грека-
ми-ахейцами, вторгшимися на Балканский полуостров на границе
III–II тысячелетий до н.э. Микенская цивилизация просуществовала
до конца ХIII в. до н.э. и пала под
ударами северных варварских
племен греческого (дорийцы) и негреческого происхождения. От
этой цивилизации остались многочисленные глиняные таблички с
письмом, которое удалось прочесть в 1952 г. Эти таблички пред-
ставляют собой «бухгалтерские» счетные записи, которые велись в
микенских дворцах-цитаделях в течение длительного времени. В это
время в Греции, по данным дворцовых архивов
на глиняных таб-
личках, уже существовало рабство, труд рабов широко применялся
в различных отраслях. В этих документах дворцовое хозяйство ми-
кенской эпохи предстает как мощная экономическая система, про-
низывающая все общество. В монополии государства были все от-
расли ремесленного производства. Существовала разветвленная
система учета, руководства работами и взимания податей в виде
ме-
талла, в том числе золота и бронзы, и различной сельскохозяйствен-
ной продукции в каждом из податных округов, на которые была
разделена территория. В государствах ахейской Греции сложился
тип экономики, аналогичной ближневосточному.
Главной проблемой, занимавшей мыслителей античного мира,
оставалось рабство. Его трактовка претерпела существенную эво-
люцию от «зоологического» воззрения на раба как существа, физи-
чески приспособленного исключительно для рабства, «одушевлен-
ного орудия труда», «имущества,
приносящего доход» (Аристо-
тель), до признания раба таким же человеческим существом, как и
свободные (Сенека).
Для экономической мысли Древнего мира в целом характерна
незрелость большинства положений, их историческая проходящесть
соответственно исчезновению условий, для которых они были акту-
альны. Тем не менее, не все оказалось незрелым и не все безнадеж-
но устарело
с течением времени. Ряд ценных теоретических поло-
жений до настоящего времени находится в поле зрения ученых,
анализируется с позиций современных научных представлений, в
них открываются неожиданные теоретические глубины. Особенно
это относится к сочинениям древнегреческих авторов Платона и
Аристотеля. Сложившиеся в древности на Востоке социально-
экономические концепции конфуцианства, легизма и даосизма,
идеи, сформулированные в древнеиндийском трактате «Артхашаст-
ра», и по сей день оказывают влияние на социально-экономическое
развитие стран Востока. Без знакомства с истоками этих концепций
сложно понять такие феномены, как «японское чудо» или совре-
менные реалии экономического развития Китая, Индии и других
стран.
Следующий за микенской эпохой период греческой истории на-
зывают гомеровским (ХII–VIII в. до н.э.). Сами поэмы Гомера
«Илиада» и «Одиссея» были созданы в VIII в. до н.э. и, хотя «Илиа-
да» описывает события Троянской войны, происходившей в микен-
скую эпоху (ХIII в. до н.э.), реалии обеих поэм относятся, по пре-
имуществу, к намного более позднему периоду, близкому ко време-
ни их создания.
Материал гомеровского эпоса и
данные археологических раско-
пок свидетельствуют, что дорийское завоевание отбросило Грецию
на несколько столетий назад, к состоянию начала II тысячелетия до
н.э., в домикенскую эпоху. Греки утрачивают письменность, ремес-
ло приходит в упадок, на развалинах микенской бюрократической
7
8