История экономических учений. Экономическая мысль Древнего мира (Древняя Греция и Древний Рим). Былынь В.Р - 6 стр.

UptoLike

зяйства с товарным. В этот период экономическая мысль Древней
Греции достигла наибольшего расцвета.
Современному читателю многие экономические суждения гре-
ческих ученых, в частности, высказанные в проектах идеального
государства, могут показаться деспотичными, жестокими и неспра-
ведливыми. Нельзя забывать, что эти суждения были ограничены
историческими рамками рабовладельческого общества, с характер-
ной для него неразвитостью товарно-денежных отношений в срав-
нении с натуральными. Рабовладельческий строй объективно не
мог
выдвинуть мыслителей, стоявших на позициях, отличных от рабо-
владельческих. Экономические явления рассматривались ими
сквозь призму защиты интересов рабовладельцев и натурального
характера хозяйства, основанного на рабском труде. Закономерно,
что древнегреческие мыслители стремились поддержать лишь те
элементы товарно-денежных отношений, которые были совместимы
с натуральным хозяйством и необходимы для него. Все
выходящее
за эти рамки, как правило, осуждалось.
2. Экономическая мысль в трудах Ксенофонта,
Платона и Аристотеля
Экономическая мысль Древней Греции представлена в трудах
Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
В историю Древнего мира эти мыслители вошли как величай-
шие философы. Однако в их трудах присутствуют и экономические
суждения, основанные на анализе экономических явлений (таких,
как домашнее хозяйство, торговля, производство товаров, деньги,
капитал, приносящий проценты и т. д.); хозяйственной и политиче-
ской деятельности античных правителей, особенно в период расцве-
та афинской демократии, экономических идей более ранних культур
(вавилонской, финикийской, египетской).
Тем не менее, несмотря на отмеченную односторонность эко-
номических суждений античных мыслителей, история экономиче-
ской мысли рассматривает их высказывания как первоначальные
элементы зарождения экономической науки, поскольку они отрази-
ли некоторые сущностные характеристики рабовладельческой эко-
номики. Кроме того, античные мыслители сумели выделить ряд
важных экономических
проблем, позже оказавшихся в центре вни-
мания многих экономистов.
Ксенофонт, Платон и Аристотель принадлежали к высшим сло-
ям греческой аристократии, их раздражала афинская демократия.
Они защищали рабовладельческий способ производства, характер-
ной чертой которого являлась собственность рабовладельца на
средства производства и на рабов, которых принуждали работать,
могли продавать, покупать и даже убивать. Аристотель, выражая
взгляды своих современников, называл раба одушевленным оруди-
ем труда, или говорящей машиной. Деление общества на
рабов и
рабовладельцев античные мыслители считали естественным явле-
нием.
Ксенофонт (430–25–355 гг. до н.э.) – современник Платона,
ученик Сократа, родился в Афинах. Воспитывался в аристократиче-
ской среде, враждебно относившейся к афинской рабовладельче-
ской демократии.
Заинтересованные в сохранении рабовладельческого строя, гре-
ческие мыслители периода его разложения, прежде всего, стреми-
лись укрепить его основурабовладельческое хозяйство. В своих
трудах они много внимания уделяли определению принципов и по-
иску наилучшей системы управления хозяйством рабовладельца.
Домашнее хозяйство рабовладельца, учение
об его организации ими
определялось термином «экономия».
Ксенофонт был сторонником аристократической Спарты. Не
удовлетворенный политической жизнью Афин, он принимал уча-
стие в военных походах
против Афин и союзных с ними городов,
за что в 394 г. до н.э. был приговорен к изгнанию из Афин. За во-
енные заслуги спартанцы наградили его имением недалеко от г.
Скилла вблизи Олимпии, куда он и переселился. В своем имении
Ксенофонт занимался организацией и совершенствованием
управления рабовладельческого хозяйства, что и
послужило ос-
нованием для создания его основного экономического труда
«Экономикос», синонима русских понятий «домострой», «домо-
строительство».
Одновременно они решали и более масштабные задачи, связан-
ные с организацией и управлением государства-города. По-гречески
государство и город одинаково назывались «полис». От слова «по-
лис» произошло и название учения – «политика» («полития»), кото-
рое включало в себя и хозяйственные вопросы государства-города.
11
12