История экономических учений. Экономическая мысль Древнего мира (Древняя Греция и Древний Рим). Былынь В.Р - 8 стр.

UptoLike

Таким образом, обогащение рабовладельческого хозяйства, по
Ксенофонту, происходило не только за счет роста прибавочного
продукта, потребность в котором возрастала по мере развития то-
варно-денежных отношений и морской торговли, но и за счет при-
своения значительной части необходимого продукта, создаваемого
трудом рабов.
Ксенофонт отрицательно относился к ремеслу, купеческой тор-
говле, ростовщичеству, что во многом объяснялось своеобразием
экономики рабовладельческого способа производства, ориентиро-
ванной по преимуществу на потребительную стоимость и в значи-
тельно меньшей степени на меновую. Тем не менее, в Древней Гре-
ции процветала торговля, продавались и покупались имения, дома,
излишки сельскохозяйственных продуктов. Эти
и подобные сферы
деятельности считались естественным занятием, но право покупки
ради перепродажи предоставлялось только специально занимаю-
щимся торговлей.
Подобные рассуждения в отношении умножения богатства ра-
бовладельческого хозяйства
позволили Ксенофонту определить
предмет и задачу науки экономии. По его определению предметом
экономии является домоводство и сельское хозяйство, а задача нау-
ки экономии заключается в обогащении хозяйства.
Натуральный характер экономики рабовладельческого общест-
ва также находит свое отражение в суждении Ксенофонта по поводу
роли и значения денег. Он осуждает обращение денег как торгового
и ростовщического капитала, советует копить деньги лишь
в каче-
стве сокровища, страхового фонда на случай неурожая или войны и
для расширения натурального хозяйства. Вместе с тем, Ксенофонт
одобрял хлебную торговлю земельной аристократии и мелкую тор-
говлю, обслуживающую потребности сельского хозяйства. Эта осо-
бенность суждений Ксенофонта обусловлена ведущей ролью потре-
бительной стоимости в натуральном рабовладельческом хозяйстве,
предопределившей характер его
экономических исследований.
Кроме того, Ксенофонт, создавая «Экономикос», преследовал цель
помочь рабовладельцам эффективнее организовать свое натураль-
ное хозяйство.
Ксенофонт первым из древнегреческих мыслителей исследовал
процесс разделения труда, рассматривая его преимущественно с по-
зиции влияния разделения труда на потребительную стоимость, а не
на меновую. Являясь защитником натурального хозяйства, Ксено-
фонт, прежде всего, интересовался процессом увеличения количест-
ва и качества создаваемых потребительных стоимостей, а не их
удешевлением. Ксенофонт советовал разделять процесс изготовле-
ния вещей между большим количеством работников, что позволит
им изготовить продукт «с замечательным совершенством». Однако
по мнению Ксенофонта, разделение труда полезно и
необходимо не
только среди работников. В своеобразной форме он выдвигает идею
о необходимости разделения физического и умственного труда:
труда исполнителяраба и труда руководителярабовладельца.
Земледелие, отмечал Ксенофонт, – это наиболее почетная отрасль
хозяйства, но свободный гражданин не должен заниматься физиче-
ским трудом, ему предназначен труд управления, надзора и контро-
ля;
физический же труд возлагается на рабов.
«Экономикос» был весьма популярен в Древней Греции, впо-
следствии он был переведен на латинский язык и имел широкое
распространение в Древнем Риме. В ХVIII в. он был переведен на
французский язык, им увлекался
Франсуа Кенэглава французских
физиократов, поскольку физиократы также рассматривали земледе-
лие как самую главную и выгодную сферу человеческой деятельно-
сти.
Ксенофонт выявил зависимость между ростом разделения труда
и развитием рынка, показал, что объем рынка влияет на степень
разделения труда, количество профессий. В деревнях, отмечал Ксе-
нофонт, разделение труда менее развито, чем в городах, так как в
городах более распространены торговля и товарное хозяйство. В
крупных
городах, где на каждого работника приходится много по-
купателей, ему, чтобы прокормиться, достаточно знать только одно
ремесло. Зачастую ему даже нет необходимости знать ремесло в це-
лом: один работник может делать только мужские сапоги, другой
только женские, один может только сапоги шить, другой только их
кроить и т. д.
Платон (427–347 гг. до н.э.) – один из выдающихся греческих
мыслителей, происходил из старинного афинского аристократиче-
ского рода. Получил прекрасное образование, обладал литератур-
ным и поэтическим талантами. Он много путешествовал, посетил
Египет, Южную Италию. Знакомство с Сократом (470–399 гг. до
н.э.) направило его на путь серьезного изучения философии.
Начало творческой деятельности Платона пришлось на кризис-
ный период афинского общества, обусловленный поражением Афин
15
16